Сасин Ю.Е.заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики»
Лубков В.А.кандидат экономических наук Воронежского государственного аграрного университета lva.79@mail.ru
Ендовицкий Д.А.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и аудита Воронежского государственного университета eda@econ.vsu.ru
Главная функция любой системы аналитических показателей состоит в преобразовании посредством разнообразных счетных алгоритмов исходной учетно-отчетной и нормативно-плановой информации в систему формализованных индикаторов, понятных широкому кругу пользователей. При этом аналитический инструментарий этой системы (коэффициенты, уравнения, неравенства, модели зависимости, матрицы и др.) должен широко использоваться в обосновании управленческих решений. К системе аналитических показателей можно предъявить ряд требований, среди которых ключевыми являются: релевантность, полнота, достоверность, понятность счетных алгоритмов, интерпретируемость. Релевантность означает «относимость к делу», уместность использования данных показателей. Так, если перед аналитиком поставлена цель - оценить деловую активность, то и набор используемых показателей должен быть адекватен поставленной цели. Он должен достаточно полно описывать основные стороны деловой активности и ее важнейшие характеристики. Достоверность системы показателей означает их способность реально отражать состояние и основные тенденции деловой активности хозяйствующего субъекта. При этом методика расчета коэффициентов и других показателей не должна вызывать существенных затруднений у аналитика. Они должны рассчитываться на базе типовых документов в соответствии с разработанными алгоритмами. Одно из главных, с точки зрения экономического анализа, требований - интерпретируемость показателей. Речь идет о том, что каждый рассчитанный показатель должен, в той или иной степени, иллюстрировать и характеризовать отдельное направление деловой активности. В результате использования такой системы показателей появляется возможность оценки общей картины деловой активности организации, в том числе на основе комплексных оценок, и принятия взвешенных управленческих решений, как внутренними, так и внешними пользователями.