Главный фактор, определяющий конкурентоспособность розничной фармацевтической организации (ФО), если исходить из конечных результатов ее деятельности, - рыночная доля и ее динамика роста. Она отражает результат усилий сбытовой и всей хозяйственной деятельности организации. Стержневым направлением в хозяйственной деятельности ФО, предопределяющим рост или снижение рыночной доли, является своевременное и качественное удовлетворение нужд и требований всех заинтересованных сторон в деятельности ФО (внешних - потребители товаров аптечного ассортимента, поставщики, банки; внутренних - менеджмент, персонал). Это повлекло за собой практическую потребность в обеспечении гибкости, четкой и бесперебойной работы ФО в условиях сложной, подвижной и динамичной рыночной среды. Оптимизация сложной многофакторной и многопараметрической системы, которой является ФО, производится при помощи построения простых, но адекватных реальности моделей поведения ФО, которая может служить не только для изучения и описания поведения ФО, но и для оптимизации системы управления. Особое место занимают проблемы моделирования финансовой политики ФО в краткосрочной перспективе. Это обусловлено их основополагающей ролью в обеспечении ритмичности и устойчивости развития ФО. Важнейшими характеристиками финансовой модели поведения ФО в краткосрочной перспективе являются показатели ликвидности и платежеспособности.