Иванов А.Е.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и инвестиций, Южно-Уральский государственный университет ivanov.chel@list.ru
Приведены результаты исследования крупнейших интеграционных сделок с участием российских компаний за 2008-2012 гг., выделены и проанализированы 50 крупнейших сделок, в результате которых в финансовой отчетности покупателя образовался гудвилл. Разработан индекс синергетического оптимизма, определяемый как отношение величины гудвилла, признанного в финансовой отчетности покупателя, к общей стоимости приобретения компании, который предлагается применять для оценки ожиданий покупателей относительно достижения синергетических эффектов в результате интеграционной сделки. Приведены рейтинги сделок с наибольшими объемами гудвилла и наивысшими значениями индекса синергетического оптимизма.
Ключевые слова: слияния и поглощения, интеграция, синергетический эффект, синергия, гудвилл, деловая репутация, индекс синергетического оптимизма
Список литературы:
Генералова Н.В., Соколова Н.А. Гудвилл в финансовой отчетности по МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 16. С. 16–28.
Иванов А.Е. Генезис синергетического подхода в исследованиях слияний и поглощений: развенчание главного мифа о синергии // Финансы и кредит. 2013. № 42. С. 69–78.
Иванов А.Е. Деловая репутация компании (гудвилл) как проекция синергетического эффекта ее деятельности на финансовую отчетность // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 34. С. 18–26.
Иванов А.Е. Как поймать синергию за хвост // Финанс. 2011. № 19. С. 50–52.
Иванов А.Е. Российский рынок слияний и поглощений: в поисках синергетического эффекта // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 41. С. 60–70.
Иванов А.Е. Синергетический эффект интеграции компаний: механизм формирования, оценка, учет: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 156 с.
Bradley M., Desai A., Kim E.H. Synergistic gains from corporate acquisitions and their division between the stockholders of target and acquiring firms // Journal of financial economics. 1988. № 21. Р. 3–40.
Cartwright S., Cooper C.L. Managing mergers, acquisitions, and strategic alliances, integrating people and cultures. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1996.
Evans F.Ch., Bishop D.M. Valuation of companies in mergers and acquisitions: Creating value in private companies. Harvard Business Review, 2004. 332 p.
Hitt M.A., King D., Krishnan H., Makri M., Schijven M., Shimizu K., Zhu H. Mergers and acquisitions: overcoming pitfalls, building synergy, and creating value post-print // Business Horizons. 2009. Vol. 52. № 6.