Тимофеева Г.В.доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и экономической политики, Волгоградский государственный университет timoff62@mail.ru
Мушкетова Н.С.кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы, Волгоградский государственный университет nmushketova@yandex.ru
Современные российские рыночные условия характеризуются повышенной нестабильностью и нарастанием неопределенности маркетинговой среды, существенным сокращением бюджетного финансирования вузов, усилением конкуренции на мировом, национальном и региональном рынках образовательных услуг, что актуализирует для вузов поиск источников устойчивого стратегического развития. Этот поиск обусловливает необходимость сбора и анализа вторичной и первичной маркетинговой информации о конкурентной и товарной структурах предложения образовательных услуг вузов на разных рынках, о потребительском спросе и факторах, его определяющих.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, товарная и конкурентная структура рынка, спрос на образовательные услуги
Список литературы:
Анализ взаимосвязей системы образования и рынка труда в России: информационный бюллетень. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 20 с.
Боровская М.А., Масыч М.А. Стратегия инновационно ориентированного управления развитием технического университета: монография. Таганрог: ТРТУ, 2006. 198с.
Бочарова О. Высшее образование в России: вертикальная мобильность и социальная защита // Отечественные записки. 2002. № 1. С. 106–112.
Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Дымарская О.Я. Доступность образования как социальная проблема (дифференциация доступа к высшему образованию и отношение к ней населения) // Доступность высшего образования в России / отв. ред. С.В. Шишкин. М.: Независимый институт социальной политики, 2004. 456 с.
Зак Т.В. Высшая школа в условиях перехода к инновационному развитию экономики: проблемы, тенденции и противоречия. URL: Link.doc.
Клячко Т.Л., Мау В.А. Тенденции развития высшего профессионального образования в Российской Федерации // Российское образование: тенденции и вызовы. М.: Дело, 2009. 397 с.
Курская А. Качество приема в госвузы РФ: головные и филиалы в 2012 году. URL: Link.
Мушкетова Н.С., Федорова С.В. Особенности и факторы конкуренции на рынке образовательных услуг вузов // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 5. С. 50–54.
Наводнов В.Г., Мотова Г.Н., Тихонова Л.В. Аккредитация образовательных организаций в Российской Федерации в 2009–2010 гг.: аналитическое обозрение. М.: Гильдия экспертов в сфере профессионального образования, 2011. 62 с.
Озерова О.К., Кобыща В.В. Заочное высшее профессиональное образование в России: общая характеристика (2005–2010 гг.) // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 246–256.
Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс. 1995. 240 с.
Платонова Т.О. Влияние конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ высших учебных заведений // Управление экономическими системами. 2012. № 10. URL: Link.
Прогноз развития высшего образования в России: 2009–2011 гг. / под ред. Т.Л. Клячко. М.: МАКС Пресс, 2009. 356 с.
Прогнозный анализ демографической ситуации до 2018 г. в связи с формированием контингента потенциальных абитуриентов. URL: Link.
Рейтинги университетов: построить или построиться? Интервью с А.Г. Чаплыгиным. URL: Link.
Российский статистический ежегодник. 2012. М.: Росстат, 2012. 786 с.
Рубин Ю., Коваленко А., Леднев В. Конкуренция вузов на российском образовательном рынке // Вузовский вестник. 2010. № 7. С. 10–11.
Сонин К. Правила игры: цена конкуренции // Ведомости. 16.08.2010.
Сухенко Н.В. Образовательные услуги вузов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 2. URL: Link.
Тимофеева Г.В. Государственная социальная политика России: опыт рыночных трансформаций и перспективы развития // Вестник Волгоградского государственного университета. 2012. № 1. С. 74–82.
Филина О. До трети вузов образования не дают. Интервью Я.И. Кузьминова. URL: Link.
Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Российское высшее образование: на пути перемен // Вестник РУДН. 2003. № 2. С. 7–16.
Шевченко Д.А. Конкурентоспособность вузов. Технология создания, сопровождения и продвижения сайта вуза. URL: Link.
Шевченко Д.А. Современный рынок высшего профессионального образования России: состояние и перспективы развития. URL: Link.