Садриев Р.Д.кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета ruslansadr@yandex.ru
Гали И.Т.кандидат социологических наук, заместитель директора центра дополнительного образования, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета ILTGali@kpfu.ru
Развитие отечественных компаний зачастую определяется силами нерыночного локального характера. Поэтому возникает необходимость в разработке метода оценки конкурентоспособности компаний, более полно и адекватно учитывающего особенности российской экономики. В статье исследованы особенности российской бизнес-среды, предложено расширенное понимание конкуренции, основанное на институциональном подходе, изучены некоторые методики оценки конкурентоспособности компаний, дано обоснование ограниченности применимости данных методик в российских реалиях.
Ключевые слова: конкурентная политика, конкурентоспособность, метод оценки конкурентоспособности, бизнес среда, институциональная среда, институциональный подход, критерии оценки
Список литературы:
Аакер Д.А. Бизнес-стратегия: от изучения рыночной среды до выработки беспроигрышных решений. М.: Эксмо, 2007. 464 с.
Авдашева С., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах // Российский экономический журнал. 2000. № 1. С. 25–36.
Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 4. C. 45–49.
Гильмитдинов Ш.Г. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе использования комплексного показателя // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 121–123.
Дементьев В., Авдашева С. Тенденции эволюции официальных финансово-промышленных групп в 2000–2001 гг. // Российский экономический журнал. 2002. № 3. С. 17–30.
Ивантер А., Гурова Т. Мы ничего не производим // Эксперт. 2013. № 30–31. С. 8–12.
Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / под ред. А.А. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2011. 447 с.
Институциональная экономика: учебник / под. ред. А. Олейника. М.: ИНФРА-М, 2009. 704 с.
Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. СПб: Питер, 2014. 800 с.
Кузьминов Я.И., Бендукидзе К.А., Юдкевич М.М. Курс институциональной экономики: институты, сети, трансакционные издержки, контракты. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 442 с.
Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб: Питер, 2014. 720 с.
Моисеева Н.К. Международный маркетинг: учеб. пособие. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. 275 с.
Некрасов Д.А. Конкуренция и искажение стимулов. URL: Link.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 180 с.
Нуреев Р. Социальные субъекты постсоветской России: история и современность // Мир России. 2001. № 3. С. 3–66.
Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011. 454 с.
Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 715 с.
Привалов А. О печальных итогах амнистии // Эксперт. 2013. № 28. С. 21.
Примаков Е.М. Нам нужна новая индустриализация // Российская газета. 2012. № 131. URL: Link.
Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. Киев: Вильямс, 2013. 928 с.
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. М.: Маркет ДС, 2008. 432 с.
Шаповалов В.А Управление маркетингом и маркетинговый анализ. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 345с.
Bim A.S. Ownership and control of Russian enterprises and strategies of shareholders // Communist economies & economic transformation. 1996. № 8. С. 471–500.
Cull R., Matesova J., Shirley M. Ownership and the temptation to loot: evidence from privatized firms in the Czech Republic // Journal of comparative economics, 2002. № 30. С. 1–24.