Балашов А.И.доктор экономических наук, профессор кафедры финансовых рынков и финансового менеджмента, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербургский филиал) aleksey.i.balashov@gmail.com
Арсентьева И.Э.стажер-исследователь научно-учебной лаборатории исследований корпоративных инновационных систем, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (Санкт-Петербургский филиал) Russiafree@mail.ru
В статье предложен методический подход к оценке стоимости фармацевтической компании, основанный на концепции добавленной экономической стоимости, позволяющий не только фиксировать текущую цену активов компании, инвестиционных затрат и ожиданий ее инвесторов, но и учитывать макроэкономическую ситуацию на рынке и специфику отрасли. Выявленные особенности мирового фармацевтического рынка (сильная концентрация отраслевой среды, высокая степень капитало- и наукоемкости инноваций, низкая ценовая эластичность спроса на основную массу продукции, доминирование на рынке блокбастерной и дженерической бизнес-моделей, высокая степень регулируемости отраслевой среды) позволили сформулировать гипотезу исследования о положительном влиянии на рыночную стоимость фармацевтической компании величины ее затрат на R&D, а также стоимости находящихся на ее балансе патентов и гудвилла. Регрессионный анализ, проведенный по выборке Top-20 крупнейших компаний глобальной фармацевтической отрасли за 2013 г., позволил построить и провести оценку нескольких регрессионных моделей, в которых зависимой переменной выступал показатель добавленной экономической стоимости, а объясняющими переменными - компоненты, образующие NOPAT, IС и WACC. Результаты анализа на 5%-ном уровне значимости с коэффициентом детерминации, равным 0,7148, подтвердили выдвинутую гипотезу. Воздействуя на выявленные ключевые факторы стоимости, менеджмент фармацевтической компании получает возможность осуществлять стратегическое управление современным бизнесом, наращивая инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность на глобальном рынке.
Балашов А.И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология. СПб: СПбГУЭФ, 2012. 161 с.
Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5. С. 20–34.
Крушенко Г.Г., Мартус М.А. Управление стоимостью компании как инструмент стратегического управления конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью. URL: Link.
Сафиуллин А.Р., Салахиева М.Ф., Гайнутдинов Ш.И. Актуализация методов оценки стоимости компании в концепции стоимостного управления // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 7. С. 39–45.
Щербакова О.Н. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости // Финансовый менеджмент. 2003. № 3. С. 20–28.
Экономика предприятия: учебник / под ред. В.М. Семенова. СПб: Питер, 2008. 413 с.
Brytting T.,Trollestad C. Managerial Thinking on Value-Based Management // International journal of value-based management. 2005. № 13. P. 55–77.
Costigan M., Lovata L. Empirical analysis of adopters of economic value added // Management accounting research. 2002. № 13. P. 215–228.
Larcker D., Ittner C. Assessing empirical research in managerial accounting: a value-based management perspective // Journal of accounting and economics. 2001. № 32. P. 349–410.
Mouritsen J. Driving growth: economic value added versus intellectual capital // Management accounting research. 2003. № 17. P. 461–482.
Seal W. Managerial discourse and the link between theory and practice: from ROI to value-based management // Management accounting research. 2010. № 21. Р. 95–109.
Sharma A., Satish K. Economic value added (EVA) – literature review and relevant issues // International journal of economics and finance. 2010. № 2. Р. 56–67.
The pharmaceutical industry in figures. URL: Link.