Милёхина О.В.кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической информатики, Новосибирский государственный технический университет olga.milekhina@gmail.com
Адова И.Б.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления, Сибирская академия финансов и банковского дела adovaib@sibmail.ru
Успешность компаний рассматривается как стратегическое преимущество, обеспечивающее выживание в условиях растущей конкуренции. В статье предложено организовать системную работу всех заинтересованных сторон в двух основных направлениях, связанных с формированием системных метрик и оценкой результатов текущей деятельности относительно предыдущих периодов и позиций конкурентов на пространстве информационного континуума организации, а также локализацией стратегических областей бизнеса, определения ключевых факторов успеха, выбора управленческих решений по подготовке и реализации стратегий, ведущих к успеху. Осуществлен анализ литературных источников по проблемам, связанным с успешностью и результативностью деятельности социально-экономических систем, который показал различную семантику понятия в словарных статьях и бизнес-обороте. Показано, что успех, с одной стороны, это статическая характеристика компании, степень достижения целей, а с другой - внешнее и внутреннее признание компании, делающее ее привлекательной для партнеров по бизнесу, инвесторов и иных заинтересованных сторон, а также удовлетворенность ее сотрудников, обеспечивающая продуктивное поведение, ориентированное на результат. При этом долгосрочный успех отождествляется с понятием успешности как динамической характеристики результативной деятельности компании. Для обоснования системы метрик успешности публичных компаний охарактеризованы финансово-бухгалтерский, статистический, управленческий и корпоративный методические подходы, осуществлена оценка их практической применимости с точки зрения формирования метрик, предложен прототип эмпирической базы данных количественных и качественных показателей успешных публичных компаний. Проверена гипотеза о соблюдении золотого правила экономики, которая показала, что согласно данным публичной отчетности 90 компаний, успешных по версии рейтингового агентства "Эксперт РА", для большей части организаций (67,8%) правило не выполняется. Анализ качественных показателей для всего сформированного массива также дает неоднозначные результаты.
Ключевые слова: успешность, заинтересованные стороны, конкурентная среда, финансовые показатели, база данных
Список литературы:
Адова И.Б. Контрольно-аналитические процедуры, применяемые в процессе аудита системы вознаграждения персонала акционерного общества// Сибирская финансовая школа. 2009. № 1. С. 121–129.
Владимирова Т.А., Кожухова Т.Г., Когай Т.О., Баранов М. В. Индикаторы достижения финансовых целей коммерческой организации: методический аспект // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4. С. 38–44.
Дафт Р., Мерфи Дж., Уилмотт Х. Организационная теория и дизайн. СПб: Питер, 2013, 639 с.
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. М.: Академический проект, 2005, 847 с.
Маковеева В.В. Сетевое взаимодействие – ключевой фактор развития интеграции образования, науки и бизнеса. URL: Link.
Милёхина О.В. Проблемы оптимизации бизнес-процессов в организации // Сибирская финансовая школа. 2012. № 3. С. 111–114.
Милёхина О.В., Адова И.Б. Факторы успешной адаптации персонала к организационным изменениям // Сибирская финансовая школа. 2013. № 4. С. 84–94.
Милёхина О.В., Захарова Е.Я. Латеральное мышление как фактор успешности работы. URL: Link.
Милёхина О.В., Захарова Е.Я., Титова В.А. Информационные системы: теоретические предпосылки к построению. Новосибирск: НГТУ, 2013. 286 с.
Милёхина О.В., Клочков Г.А., Заика М.М. О подходах к построению корпоративной системы управления знаниями // Вызовы современного мира. Новосибирск: НГУЭиУ «НИНХ», 2013. С. 492–497.
Миронова Ю.М. Проблемы информационной прозрачности российских компаний. URL: Link.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 660 с.
О’Коннор Дж., Макдермотт И. Искусство системного мышления / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 251 с.
Романюк Д.М. Акмеологические факторы успешности развития организации // Научный потенциал: работы молодых ученых. URL: Link.
Словарь терминов по антикризисному управлению. URL: Link.
Стрельцова Н.Т., Заика М.М. Формирование корпоративной системы управления знаниями и компетенциями на основе взаимодействия организации со стейкхолдерами // Сибирская финансовая школа. 2012. № 5. С. 65–73.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. URL: Link.