Антоненко В.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Волгоградский государственный университет avv1@mail.ru
Антонов Г.В.кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Волгоградский государственный университет antonovgv@mail.ru
В статье представлены отдельные результаты исследования эффективности инвестиций в человеческий капитал российской молодежи. Актуальность темы состоит в нерациональном вложении денежных и иных средств и ресурсов в человеческий капитал современной российской молодежи всеми субъектами рассматриваемого инвестиционного процесса - от индивида или семьи до государства. Это выражается в неоптимальном соотношении вкладываемых средств в основные составляющие человеческого капитала (здоровье, образование и др.) и получаемых результатов. Современное молодое поколение недостаточно здорово, недостаточно профессионально компетентно и т.д. Об этом свидетельствует ряд социально-экономических и демографических показателей. Проведен выборочный опрос жителей Волгоградской области, имеющих экономически несамостоятельных детей в возрасте от 14 до 22 лет. Проанализирована эффективность инвестиций в человеческий капитал современной российской молодежи посредством оценки соотношения объема вложенных средств и ресурсов основными инвесторами в человеческий капитал молодежи и полезного эффекта вложений. Полезным эффектом таких инвестиций считается как экономический эффект, то есть увеличение дохода всех субъектов, так и эффект внеэкономический или социальный. Получены репрезентативные данные о структуре и объемах инвестиций типичной российской семьи в образование молодежи. Объем инвестиций типичной российской семьи в образование молодежи является значительным. Более трети родителей не рассчитывают на экономический эффект от таких вложений, а руководствуются соображениями получения содержательной и творческой работы для своих детей, престижа и комфортных условий труда. В связи с этим оценка эффективности инвестиций семьи в образование молодежи в денежном выражении затруднена. Научная новизна исследования состоит в том, что на территории Волгоградской области комплексные исследования такого рода не проводились, кроме того, достаточно редким является междисциплинарный подход в изучаемой сфере, использование методов смежных наук.
Ключевые слова: человеческий капитал, российская молодежь, инвестиции в образование, субъекты инвестиций, эффективность инвестиций, элементы человеческого капитала
Список литературы:
Антоненко В.В. Гендерная асимметрия в доходах экономически активного населения Волгоградской области // Научный диалог. 2013. № 7. С. 8–17.
Волгоградская область в цифрах, 2013: краткий стат. сб. Волгоград: Волгоградстат, 2014. 376 с.
Гагарина Г.Ю. Человеческий капитал и его роль в обеспечении конкурентоспособности российских регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 23. С. 9–14.
Гречко М.В. Проблемы и перспективы развития человеческого капитала в экономике России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 9. С. 48–59.
Дедов С.В., Шишкин А.Ф., Гордиенко Н.С. Теоретические и методологические подходы к оценке человеческого капитала // Финансы и кредит. 2008. № 22. С. 64–69.
Демина С.А. Стратегическое развитие человеческого капитала как основа новой формы производственных отношений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 23. С. 41–45.
Зарецкая В.Г., Кондратьева З.А. Оценка влияния прямых индивидуальных инвестиций в человеческий капитал на интенсивность экономического роста // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 25. С. 15–23.
Ильин А.Е. Особенности формирования человеческого капитала в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 10. С. 27–28.
Клещева Ю.С. Качество трудовой жизни и инновационная активность человеческого капитала в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С. 56–61.
Кондратьева М.Н., Гришина Е.С. Методика определения уровня запаса человеческого потенциала региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 22. С. 8–11.
Краковская И.Н. Измерение и оценка человеческого капитала организации: подходы и проблемы // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 19. С. 41–50.
Кудрякова Н.В., Смирнов Б.В. Оценка экономической эффективности инвестиций в систему профессионального образования: монография. Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2010. 143 с.
Кузнецов Ю.А., Мичасова О.В. Человеческий капитал: формирование, измерение, вклад в экономический рост // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 26. С. 21–33.
Макареня Т.А., Агафонов В.А. Анализ и современные тенденции развития инвестиций в человеческий капитал // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 5. С. 57–60.
Медведева Е.И., Крошилин С.В. Влияние образования на формирование человеческого капитала: реалии, перспективы и угрозы для экономической безопасности страны // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 8. С. 57–66.
Образование компетентного профессионала: монография / под. ред. А.В. Дьяченко. Волгоград: ВолГУ, 2008. 324 с.
Полусмакова Н.С. Развитие концепций конкуренции: эволюционный подход. URL: Link.
Регионы России. Социально-экономические показатели, 2013: стат. сб. М.: Росстат, 2013. 990 с.
Россия в цифрах, 2014: крат. стат. сб. М.: Росстат, 2014. 558 с.
Салихов А.В. Человеческий капитал и образование: цели, средства и реальность. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2011. 158 с.