Реук А.М.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры социально-экономических и естественнонаучных дисциплин, Ростовский государственный экономический университет amr11@rambler.ru
Мищенко К.Н.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры государственного, муниципального управления и экономической безопасности, Ростовский государственный экономический университет mishenkokn@mail.ru
Сахаров А.Ю.аспирант кафедры инновационного менеджмента и предпринимательства, Ростовский государственный экономический университет sakharov_alexey@rambler.ru
Учитывая значительные риски в геополитическом пространстве для современных промышленных корпораций, необходимо выстраивать эффективную стратегию управления капитализацией, отвечающую мировым принципам корпоративного управления, ориентированную на постоянное повышение собственной эффективности и обеспечивающую высокий уровень экономической безопасности. Основой такой стратегии является система управления стоимостью компании, которая получила большое распространение ввиду того, что в теории и практике менеджмента произошла трансформация от принципов управления предприятием в целях максимизации денежного потока к принципам управления его рыночной стоимостью. Проведено исследование генезиса и методологических основ стоимостно ориентированного подхода к управлению, выделение ключевых факторов, влияющих на капитализацию компании и определение основных элементов системы управления капитализацией компании. С помощью методов комплексного анализа, исторического анализа, сравнительной оценки научных трактовок процесса управления стоимостью приведены основные положения концепции управления капитализацией компании. Сформулированы основные факторы, способствующие формированию капитализации компании, определены принципы и ключевые слагаемые эффективной системы управления капитализацией. Сделан вывод, что ключевая управленческая задача в целях повышения капитализации состоит в том, чтобы выявлять и поддерживать базовые компетенции, которых будет достаточно для нахождения компании на рынке, формировать и развивать те уникальные компетенции, которые необходимы компании, чтобы занять свою конкурентную позицию, недоступную для других. Эффективное управление стоимостью возможно на основе выстраивания такой системы управления стоимостью, которая дает положительные результаты не только для собственников, но и максимизирует положительную отдачу для всех заинтересованных сторон или стейкхолдеров.
Ключевые слова: капитализация, управление стоимостью компании, конкуренция, ключевые компетенции, заинтересованные стороны
Список литературы:
Алексеев Д.А. Механизмы капитализации компаний. Иркутск: БГУЭП, 2011. 150 с.
Барановский А. Недокапитализированная экономика. URL: Link.
Блэк Э. Вопросы стоимости. Овладейте новейшими приемами управления, инвестирования и регулирования, основанными на стоимости компании. М.: Олимп-Бизнес, 2009. 400 с.
Булеев И.П., Брюховецкая Н.Е. Институциональные аспекты стратегии и капитализации предприятий // Экономический вестник Донбасса. 2010. № 1. С. 25–29.
Вашакмадзе Т. Концепция управления стоимостью компании. URL: Link
Волков Д.Л. Показатели результатов деятельности: использование в управлении стоимостью компании // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. № 2. С. 3–42.
Гальцева Е.В. Управление капитализацией предприятия сферы услуг на основе методики моделирования баланса // Материалы Х международнойнаучно-практической конференции «Наука сервису». М.: МГУС, 2005.
Драчев С.Н. Фондовые рынки США: основные понятия, механизмы, терминология. М.: Финансы и статистика, 1996. 68 с.
Ибрагимов Р. Управление по стоимости как система менеджмента. URL: Link.
Ивашковская И.В. Управление стоимостью компании: вызовы российскому менеджменту // Российский журнал менеджмента. 2004. № 4. С. 113–132.
Косинов Д. Стоимостно ориентированное управление для «закрытых» компаний. URL: Link.
Медиков В.Я., Бобошко Д.Ю. Капитализация по-российски // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 5. С. 24–28.
Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса: учеб. пособие. М.: Маросейка, 2007. 448 с.
Щербакова О. Методы оценки и управления стоимостью компании, основанные на концепции экономической добавленной стоимости. URL: Link
Copeland T., Koller T., Murrin J. Valuation. Measuring and Managing the Value of Companies. Third Edition. McKinsey&Company Inc. John Wiley & SONS, Inc. 2000. 510 p.
Edwards E., Bell P. The Theory and Measurement of Business Income. University of California Press, Berkeley and Los Angeles, 1961.
Knight J. Value Based Management: Developing a Systematic Approach to Creating Shareholder Value. McGraw Hill: N.Y. 1998.
Newbould G., Luffman G. Successful Business Policies: An Analysis of the Policies and Performance of the 500 Largest UK Companies. Aldershot, Gower, 1978.
Penman S. Financial Statement Analysis and Security Valuation. McGrawHill: N.Y. 2001.
Rappaport A. Creating Shareholder Value: A Guide for Managers and Investors. New York: The Free Press, 1997. 224 p.
Stewart В. The Quest for Value: a Guide for Senior Managers. New York: Harper Collins Publishers, 1991. 800 p.