Морковина С.С.доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и экономики предпринимательства, Воронежская государственная лесотехническая академия tc-sveta@mail.ru
Панявина Е.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и экономики предпринимательства, Воронежская государственная лесотехническая академия panyavina-e-a@mail.ru
Будкова С.В.аспирантка кафедры менеджмента и экономики предпринимательства, Воронежская государственная лесотехническая академия svb.aksioma@mail.ru
В связи с важностью внешнеэкономической деятельности, успешного решения проблем раскрытия экспортного потенциала региона в целом и предприятия в частности проблема предоставления эффективной поддержки экспортно ориентированным предприятиям приобрела в последнее время еще большую актуальность. Целью исследования является выявление возможностей поддержки малых и средних предприятий, осуществляющих внешнеторговые операции. Приведены результаты исследований состояния и развития экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассмотрены формы государственной поддержки экспортно ориентированного бизнеса - маркетинговая, консультационно-обучающая, финансовая, раскрыты причины недостаточно полной реализации экспортных возможностей предприятий. Среди приоритетных факторов, сдерживающих развитие экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, выделены финансовые и административные ограничения. Доказано, что в целях поддержки интернационализированных предпринимательских структур необходима разработка методического инструментария, руководствуясь которым станет возможным оказывать адресную поддержку нуждающимся предприятиям. В ходе исследования была разработана методика обоснования мероприятий по поддержке экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Сделан вывод о том, что предложенная методика, найдя свое применение в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, будет способствовать реальной оценке эффективности мероприятий, направленных на поддержку экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса. Представленный методический подход может быть использован органами федеральной и региональной власти, а также центрами развития малого предпринимательства при подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих направления и формы поддержки малого и среднего бизнеса.
Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: учебник / под науч. ред. Н.М. Абдикеева. М.: Инфра-М, 2011. 382 с.
Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность. М.: Дашков и К, 2012. 304 с.
Бабич Т.Н.,Козьева Т.Н., Вертакова Ю.В., Кузьбожев Э.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2012. 336 с.
Безрукова Т.Л., Морковина С.С. Анализ и диагностика финансово–хозяйственной деятельности предприятий: учебник. М.: КноРус, 2008. 375 с.
Блау С.Л., Романова Ю.А. Страхование внешнеэкономической деятельности. учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2014. 176 с.
Бородулина Л.П., Кудряшова И.А., Юрга В.А. Международные экономические организации: учеб. пособие. М.: Инфра-М, 2013. 368 с.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / под ред. проф. И.Н. Иванова. М.: Инфра-М, 2013. 297 с.
Горбунов В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: науч.-практич. пособие. М.: Инфра-М, 2013. 248 с.
Гукасьян Н.А. Маркетинг для предпринимателей. Просто о сложном / под ред. Г.Л. Багиева. СПб: БХВ-Петербург, 2013. 128 с.
Кузьминых Н.А. Новый взгляд на модель управления инновационным развитием социально-экономической системы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3. С. 116–123.
Мещеряков Г.В. Технология поэтапной комплексной оценки инновационного потенциала субъектов предпринимательства // Экономика и управление. 2013. № 7. С. 30–34.
Морковина С.С., Сибиряткина И.В. Влияние законодательных нововведений на развитие малого бизнеса в стране // Бухгалтер и закон. 2013. № 4. С. 13–18.
Морковина С.С. и др. Региональные аспекты развития малого предпринимательства в секторах экономики: монография. Воронеж: ВГЛТА, 2014. 276 с.
Петров А.М., Листопад Е.Е., Кокина Т.Н. Учет внешнеэкономической деятельности: учебник / под ред. проф. А.М. Петрова. М.: Инфра-М, 2014. 176 с.
Полежарова Л.В., Артемьев А.А. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности в России: практикум / под ред. Л.И. Гончаренко. М.: Инфра-М, 2014. 160 с.
Портер М. Конкурентная стратегия. Методика отраслей конкурентов. М.: Альбина Паблишер, 2011. 454 с.
Постоленко М.Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России: учеб. пособие. М.: Форум, 2012. 480 с.
Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / под ред. В.И. Бариленко. М.: Инфра-М, 2011. 368 с.
Чванов Н.М. Региональная система мер поддержки экспортно-ориентированных производств // Terra economicus. 2011. Т. 9. № 2.
Popkova E.G., Morkovina S.S., Patsyuk E.V., Panyavina E.A., Popov E.V. Marketing strategy of overcoming of lag in development of economic systems // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 26. № 5. P. 591–595.