Борисова А.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация a.borisova@corp.nstu.ru
Тимофеева А.Ю.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической информатики, Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Российская Федерация a.timofeeva@corp.nstu.ru
Предмет/тема. Значительные потери вследствие непрофильного трудоустройства выпускников вузов обусловливают поиск инструментов регулирования механизма сопровождения образовательно-карьерных траекторий профессионального становления. Выявление причинно-следственной обусловленности способов наращивания обучающимся профессиональной готовности и типа его последующего трудоустройства позволит обоснованно корректировать усилия вуза по обеспечению приемлемых значений коэффициента "трудоустройство выпускников по специальности". Цели/задачи. Основной задачей исследования является диагностика силы влияния результативности формирования профессионального потенциала на распределение выпускников на рынке труда по критерию "теснота связи с полученной профессиональной подготовкой". Методология. Построена теоретическая модель, характеризующая зависимость динамики готовности обучающегося и типа его последующего трудоустройства. Для апробации модели сформирована репрезентативная эмпирическая база и разработан методологический инструментарий диагностики зависимости между входным параметром (динамикой готовности обучающегося) и результирующей величиной (типом трудоустройства). С помощью порядковой логистической регрессии проверена изучаемая зависимость. Результаты. Подтверждена положительная связь между темпом наращивания готовности обучающего состояться в профессии на разных этапах реализации траекторий профессионального становления и типом последующего трудоустройства выпускника: наращивание готовности с разной мерой интенсивности (от умеренной до сильной) увеличивает вероятность реализации выпускника в приобретаемой профессии, а снижение - ухода из профессии. Полученные результаты подтверждают возможность целевого регулирования значений коэффициента "трудоустройство выпускников по специальности" посредством ввода инструментов, способствующих наращиванию готовности обучающегося состояться в профессии. Предложены и обоснованы регуляторы, которые необходимо включить в систему сопровождения обучающегося и содействия его профильной занятости. Выводы/значимость. Выявленный характер и направление зависимости позволяют спрогнозировать возможный прирост частоты профильного трудоустройства выпускников вследствие изменения уровня готовности по ключевым этапам образовательно-карьерной траектории.
Андрущак Г.В., Натхов Т.В. Ожидаемые доходы абитуриентов российских вузов // Вопросы образования. 2010. № 2. С. 207–223.
Борисова А.А., Тимофеева А.Ю. Выпускники вузов на рынке труда: индикаторы мониторинга и ограничители профильной занятости // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 1. С. 71–80.
Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С., Рыжикова З.А., Биляк Т.А. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2009. Т. 13. № 2. С. 172–216.
Джонсон Н.Л., Коц С., Балакришнан Н. Одномерные непрерывные распределения: в 2 ч. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Ч. 2. 600 с.
Диденко Д.В., Дорофеева З.Е., Ключарев Г.А. Некоторые оценки эффективности дополнительного профессионального образования в России (2001–2008) // Мир России. 2011. № 1. С. 125–146.
Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). М.: Либеральная миссия, 2010. 196 с.
Константиновский Д.Л. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи // Социологический журнал. 2014. № 3. С. 55–69.
Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП и М, 2013. 224 с.
Корнилов С.А. Лонгитюдные исследования: теория и методы // Экспериментальная психология. 2011. Т. 4. С. 101–116.
Макеева С.В. Дауншифтинг, или как работать в удовольствие, не зависеть от пробок и заниматься тем, чем хочется. М.: Эксмо, 2011. 232 с.
Мальцева И.О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России? URL: Link.
Нарышкина А.В. Моделирование процесса поиска работы при переходе от учебы к работе. URL: Link.
Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России: российская программа экономических исследований. Научный доклад № 99/04. М.: EERC, 1998. 46 с.
Разумова Т.О. Влияние высшего образования на доходы работника // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 13. С. 29–37.
Российский работник: образование, профессия, квалификация / под общ. ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова. М.: НИУ ВШЭ, 2011. 576 с.
Рощин С.Ю. Переход «учеба – работа»: омут или брод? URL: Link.
Рощин С.Ю., Слесарева А.А. Наем молодых работников на российском рынке труда. URL: Link.
Рощина Я.М. Семейный капитал как фактор образовательных возможностей российских школьников // Вопросы образования. 2012. № 1. С. 257–271.
Смирных Л.И. Удовлетворенность работой. Кто выигрывает: стабильные или мобильные работники? URL: Link.
Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований). М.: ЦСП и М, 2014. 560 с.
Albrecht J.W., Holmund B., Lang H. Job Search and Youth Unemployment. Analysis of Swedish Data // European Economic Review. 1989. № 33. P. 416–425.
Davia M.A. Job Mobility and Wage Growth at the Beginning of the Professional Career in Spain // Revista de Economia Aplicada. 2010. Vol. XVIII. № 52. P. 5–34.
Holzer H.J. Search Methods Use by Unemployed Youth // Journal of Labor Economisc. 1988 (January). № 6. P. 1–20.
Greene W.H., Hensher D.A. Modeling ordered choices: A primer. Cambridge University Press, 2010.
Kirkpatrick D. Evaluating Training Programs. New York: Berrett-Koehler Publishers, 1975.
Menard S. Introduction: Longitudinal research design and analysis // Handbook of longitudinal research / Ed. S. Menard. N.Y.: Elsevier, 2008. P. 3–12.
Mortensen D.T. Job Search and Labor Market Analysis // Handbook of Labor Economics. Vol. II / O. Ashenfelter, R. Layard (eds.). 1986. Vol. 2. Part 15. P. 849–870.
Munich D., Svejnar J., Terrell K. Returns to Human Capital under the Communist Wage Grid and During the Transition to a Market Economy. Working Paper Number. № 272 October 1999. 60 p.
Pissarides C.A. Search intensity, advertising, and efficiency // Journal of Labor Economics. 1984. № 2. Р. 128–143.
R Core Team. R: а language and environment for statistical computing. R Foundation for Statistical Computing. URL: Link.