Карагезьян У.В.соискатель кафедры экономической теории и экономической политики, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация karagezyan.ulyana@yandex.ru
Предмет/тема. В современных условиях формирование в России рыночных отношений сопровождается не развитием конкурентной среды, а распространением неконкурентных практик. Значительное число случаев ограничения конкуренции, выявленных антимонопольным органом, с одной стороны, и обращений граждан в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей, с другой, - свидетельствуют о том, что неконкурентное поведение фирм становится обычной нормой деловой практики. Это актуализирует поиск способов преодоления незаконного и недобросовестного поведения компаний. Цели/задачи. Целью работы является анализ форм неконкурентного поведения российских фирм с позиции выявления причин и последствий такого поведения для экономики. Методология. На основе эмпирических данных Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей проанализированы модели поведения фирм, выявлены наиболее распространенные неконкурентные практики, определены рынки, которые в большей степени подвержены ограничению конкуренции. Результаты. Преобладающими формами неконкурентного поведения фирм в России являются злоупотребление доминирующим положением, неформальное взаимодействие с органами власти для приобретения необоснованных конкурентных преимуществ, непредоставление потребителю необходимой информации, реализация товаров низкого качества. Недобросовестное и незаконное поведение фирм в наибольшей мере распространено в сфере топливно-энергетического комплекса, а также жилищно-коммунального хозяйства и других услуг, что обусловлено высоким уровнем монополизации российской экономики и накоплением рыночной власти, наличием информационной асимметрии между участниками рынка. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что мотивами неконкурентного поведения для фирм являются снижение неопределенности экономической среды, приобретение необоснованных преимуществ, а к последствиям неконкурентного поведения компаний можно отнести сохранение монополизированной структуры рынков, рост цен, реализацию некачественных товаров.
Ключевые слова: неконкурентное поведение фирмы, рентоориентированное поведение, ограничение, злоупотребление, доминирование, монопольно высокая цена, нарушение прав, потребитель
Список литературы:
Авдашева С., Дзагурова Н., Крючкова П., Юсупова Г. Развитие и применение антимонопольного законодательства в России: по пути достижений и заблуждений. URL: Link.
Авдашева С., Шаститко А. Запрет на установление монопольно высокой цены: экономические основания, варианты и новации антимонопольного законодательства // Экономическая политика. 2009. № 2. С. 39–57.
Государственный доклад. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2013 году. URL: Link.
Григорьева Л. Англия – страна Советов. М.: Зебра Е. АСТ, 2008. 288 с.
Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976. 406 с.
Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2013 год. URL: Link.
Драгун Н.П., Ивановская И.В. Недостатки и проблемы применения антимонопольного законодательства Республики Беларусь для предотвращения и пресечения ценового сговора товаропроизводителей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 38. С. 50–60.
Ефремова Н.Н. Средства ограничения коррупции и сговора в аукционах по закупке товаров (работ, услуг) для государственных нужд // Финансы и кредит. 2007. № 45. С. 59–69.
Игонина Л.Л. Конкурентоспособность национальной экономики: инновационные императивы и финансовые регуляторы // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 7. С. 12–20.
Иншаков О.В., Богачкова Л.Ю. Региональная и антимонопольная политика: проблема гармонизации на российских внутренних рынках бензина // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 41. С. 2–11.
Карагезьян У.В. Неконкурентное поведение фирмы: причины, цели, результаты. URL: Link.
Погодина Т.В., Седаш Т.Н. Оценка инвестиционной привлекательности и инновационной направленности базовых отраслей экономики России для выявления потенциала их конкурентоспособности // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 25. С. 16–22.
Последствия слабой конкуренции: количественные оценки и выводы для политики (экспертно-аналитический доклад) // Экономическая политика. 2012. № 6. С. 5–53.
Розмаинский И.В. Почему «развитие капитализма» сопровождается ухудшением качества товаров? // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 1. С. 8–16.
Розмаинский И.В., Скоробогатов А.С. Инвестиционная близорукость как институциональный ограничитель экономического роста в постсоветской России // Экономическая наука современной России. 2006. № 4. С. 7–21.
Российская экономика в 2009 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 31). М.: ИЭПП, 2010. 707 с.
Российская экономика в 2010 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 32). М.: ИЭП им. Е.Т. Гайдара, 2011. 591 с.
Садриев Р.Д., Гали И.Т. Оценка конкурентоспособности компаний с учетом критериев соответствия институциональной среде // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 32. С. 36–46.
Шаститко А., Авдашева С., Голованова С. Конкурентная политика в период кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 3. С. 54–69.
Шитов В.Н., Цымбалист О.Ф. Комплексный подход к анализу конкурентоспособности предприятия // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 13. С. 59–63.