Подольская Т.О.ассистент кафедры экономики фирмы, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация podolskaya79@yandex.ru
Отделкина А.А.ассистент кафедры математического моделирования экономических процессов, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация otdalla@gmail.com
Предмет/тема. Клиентоориентированность и способы ее оценки приобретают все большую актуальность в современной деятельности коммерческих банков. Конкуренция, которая сложилась на рынке банковских услуг в настоящее время, столь высока, что возникает потребность изучения моделей поведения разных целевых аудиторий при выборе коммерческого банка. Цели/задачи. С одной стороны, потребителю важно понять, какие критерии, позволяющие выбрать банк, для него приоритетны, и соответствует ли выбранный им банк этим критериям. С другой стороны, высокая конкуренция на рынке банковских услуг заставляет банки постоянно решать задачу, состоящую в определении факторов, которыми руководствуется клиент, выбирая банк. Целью исследования является подбор факторов, позволяющих оценить работу банков с точки зрения потребителя. Методология. В исследовании предложены факторы, влияющие на выбор коммерческого банка потребителями. Отбор этих факторов основывался на возможности их применения для анализа деятельности банков как потенциальными клиентами, так и самими банками. Для анализа выявленных факторов использован аналитический метод исследования. Результаты. Разработана регрессионная модель формирования рейтинга банка в зависимости от наиболее значимых факторов. Выводы/значимость. Модель может быть использована потребителем при выборе банка, так как факторы, используемые при моделировании, достаточно просты и важны для любого потребителя. Также модель может быть использована банками для того, чтобы понять, насколько предоставляемые ими продукты востребованы на рынке банковских услуг, определить возможные пути развития банков, чтобы их деятельность была ориентирована на потребителя.
Ключевые слова: коммерческий банк, потребитель, фактор, исследование, регрессионный анализ
Список литературы:
Архипченко В.В. Проблемы оценки себестоимости банковских продуктов // Управление в кредитной организации. 2009. № 4. С. 61–66.
Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 402 с.
Берндт Э.Р. Практика эконометрики: классика и современность: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 867 с.
Блэкуэлл Д.У., Энджел Дж.Ф., Миниард П.У. Поведение потребителей. СПб: Питер, 2007. 944 c.
Гайдунько Д.В. Специфика банковского маркетинга в современных российских условиях // Банковские услуги. 2001. № 12. С. 13–14.
Дойль П. Стратегия управления маркетингом / пер. с англ. СПб: Питер, 2006. 560 с.
Комиссаров Г.П., Яшин С.Н., Яшина Н.И. Оценка риска показателей системы мониторинга устойчивости банковского сектора // Управление в кредитной организации. 2007. № 3.
Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Финансовый анализ: учебник для студ. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2010. 336 с.
Любушин Н.П., Козлова Е.Е., Черкасова О.Е. Экономический анализ уровня конкурентоспособности региона с использованием показателей экономической безопасности // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 23. С. 2–13.
Магнус Я.Р., Катышев П.К., Пересецкий А.А. Эконометрика. Начальный курс: учебник М.: Дело, 2004. 576 с.
Михеева Е.З. Анализ валютной политики России на современном этапе // Проблемы современной экономики. 2012. № 8. С. 81–86.
Мудрак А.А. Маркетинговые коммуникации коммерческого банка и его веб-сайт // Российское предпринимательство. 2010. № 12. Вып. 2. С. 120–124.
Отделкина А.А., Подольская Т.О. Использование кластерного анализа для характеристики финансовой устойчивости региональных коммерческих банков // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 11. С. 40–45.
Подольская Т.О., Трошин А.С. Исследование потребительского поведения при выборе коммерческого банка. URL: Link.
Роганова С.Ю., Подольская Т.О. Методические аспекты определения оптимальной величины высоколиквидных средств коммерческих банков в условиях неопределенности // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 747–751.
Рожков А.Г., Ребязина В.А., Смирнова М.М. Ориентация компании на клиента: результаты эмпирической проверки на примере российского рынка // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12. № 3. С. 33–58.
Сергеев А.М., Бойченко Е.А. Поведение потребителей: учеб. пособие. М.: Эксмо, 2006. 320 с.
Федорец М. Банковские услуги для корпоративного потребителя: состояние рынка и перспективы развития. URL: Link.
Шавровская М.Н. Результаты анализа формирования и оценки клиентоориентированности персонала в организациях г. Омска. URL: Link.
Юденков Ю.И. и др. Интернет-технологии в банковском бизнесе: перспективы и риски. М.: КноРус, 2010. 320 с.