Курпаяниди К.И.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Ферганский политехнический институт, Фергана, Республика Узбекистан xstant@mail.ru
Предмет/тема. Формирование современного конкурентоспособного предпринимательского сектора в национальной экономике Республики Узбекистан непосредственно связано с такими ключевыми составляющими институционального обеспечения предпринимательской деятельности в стране, как взаимодействие малого и частного предпринимательства (бизнеса) с государственной властью, с действующими финансовыми и кредитными учреждениями, производственными и технологическими институтами. Цели/задачи. На системной основе изучить институты, обеспечивающие доступность и прозрачность информации для ведения малого и частного предпринимательства. Рассмотреть проблемы, касающиеся эффективного государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая проявляется в создании внешней предпринимательской среды и при которой будут обеспечены максимально благоприятные и эффективные условия поддержки развития предпринимательства при оптимальном сочетании интересов частных предпринимателей и регулятора - государства. Методология. В работе при помощи наблюдений, статистического анализа и целенаправленного мониторинга предпринимательской среды проанализированы различные критерии, влияющие на состояние институциональной и предпринимательской сред. Результаты. Выявлены причины, ведущие к возникновению неэффективных теневых институтов в предпринимательстве. На основании изучения международных рейтингов, на примере рейтинга Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business и обследований предпринимательской среды, предлагаются конкретные меры по совершенствованию институтов предпринимательства в Узбекистане. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в условиях трансформации национальной экономики целенаправленные усилия государства по дальнейшему устранению административных барьеров при ведении бизнеса субъектами малого и частного предпринимательства могут изменить ситуацию и помочь предприятиям сектора занять свое место на новом рынке Евразийского экономического сообщества, а также облегчить вступление Узбекистана в ВТО.
Ключевые слова: институциональная среда, институты развития, инфраструктура, предпринимательство, качество, малый бизнес, международный рейтинг
Список литературы:
Абдуллаев А.М., Курпаяниди К.И. Роль инновационной составляющей в предпринимательстве // Экономическое возрождение России. 2012. Т. 2. С. 129–134.
Абдурахманова Г.К. Роль малого бизнеса в рыночной экономике // Наука и практика. 2013. № 3. С. 77.
Анненкова А.А., Поздняков А.В., Соболева С.А. Внешнеэкономическое предпринимательство региона: структурные сдвиги и тенденции развития в посткризисный период. URL: Link.
Артикова Д.М., Юлдашева С. Н., Мусаева Ж. К. Роль предпринимательства, управления в совершенствовании экономического механизма хозяйствования // Економіка і управління національним господарством. 2013. № 9. С. 65.
Ашурова Н.Б. Экономико-статистический анализ механизма стимулирования малого бизнеса и предпринимательства в Республике Узбекистан // Вопросы статистики. 2011. №. 6. С. 57–59.
Белоусов Д. Ю. Индекс Всемирного банка Doing business как инструмент оценки эффективности регулирования малого и среднего бизнеса. URL: Link.
Дятченко Л. Я., Ляшенко В. И., Павлов К. В. Малое предпринимательство в странах СНГ. М.: Магистр, 2007. 508 с.
Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 2009. 49 с.
Каримов Д., Сафарова Н. Методологические аспекты оценки состояния деловой среды: опыт Узбекистана // Жамият ва бошкарув. 2014. №. 3.
Курпаяниди К.И. Современные тенденции развития предпринимательства в сфере промышленного производства: региональный аспект // Ташкент: Иктисодиёт, 2010.
Манташян Г.Г. Институциональные проблемы предпринимательства в России // Экономические науки. 2013.№ 2. С. 97–100.
Расулев А.Ф., Тростянский Д.В. Современные аспекты обеспечения экономической безопасности Узбекистана // Экономика региона. 2012. № 2. С. 277–284.
Садыков А., Назаров Ш. Концептуальные подходы к разработке стратегии социально-экономического развития регионов Узбекистана на долгосрочную перспективу // Жамият ва бошкарув. 2014. №. 1. С. 60–65.
Хикматов А., Тростянский Д. Развитие малого предпринимательства как фактор экономического роста в Узбекистане // Общество и экономика. 2002. № 2. С. 142–148.
Экономика в цифрах. Госкомстат Республики Узбекистан. URL: Link.
Cavusgil S.T., Ghauri P.N., Akcal A.A. Doing business in emerging markets. Sage, 2012.
Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises. Washington, 2013.
Doing Business 2015: Going Beyond Efficiency. Washington, 2014.
European Commission Key figures on European business — with a special feature on SMEs. Luxembourg: Publications Office of the European Union 2012.
Suder G. Doing business in Europe. Sage, 2011.
Wilson J. Essentials of business research: A guide to doing your research project. Sage, 2014.