Смирнова О.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина", Воронеж, Российская Федерация yarosolg@rambler.ru
Попова С.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил "Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина", Воронеж, Российская Федерация psvbravo@mail.ru
Предмет/тема. Нестабильность и неопределенность экономического развития вызывают необходимость осуществления стратегического управления коммерческой организацией. Учитывая, что традиционные методы не позволяют достичь поставленных целей, возникает необходимость в разработке перспективных инструментов инновационно-инвестиционной стратегии. Цели/задачи. Цель исследования -выделить преимущества инновационного управления; определить взаимосвязь субъекта и объекта управления; используя теорию кластеров, показать особенности механизма выбора и реализации инновационно-инвестиционной стратегии в условиях разработки приоритетов развития коммерческой организации. Методология. Проведенные исследования основаны на применении статистического и эконометрического анализа теоретического и статистического материала, а также фактических данных по предприятиям различных отраслей промышленности. Выборка материалов репрезентативна. Репрезентативность выборки используемых статистических и бухгалтерских данных, а также квалифицированный анализ специальной литературы позволили сделать обоснованные теоретические обобщения, практические выводы и рекомендации. Результаты. Определены инновационные методы стратегического управления, разработаны схема и этапы механизма выбора инновационно-инвестиционной стратегии коммерческой организации в регионе, предложен процесс управления данной стратегией. Реализация стратегии осуществляется в соответствии со стратегической картой. Выводы/значимость. Процессы разработки и реализации стратегии основаны на определении цели управления инновациями, поиске, разработке и оценке инновационной идеи и стратегических альтернатив, определении приемов управления инновацией, разработке программы управления инновацией, организации работ по выполнению программ. Реализация инновационно-инвестиционной стратегии является важным фактором достижения успеха предприятия, особенно в условиях, когда на деятельность организации оказывают влияние факторы внешней среды с повышенным уровнем неопределенности.
Анынин В.М. Инновационный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2004. 125 с.
Воронов А., Буряк А. Кластерный анализ – база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. 2003. № 1. С. 11–20.
Голикова Г.В., Дегтярева О.Н., Лукьянов С.В., Ситников И.И. Стратегический выбор при управлении коммерческими организациями. Воронеж: КВАРТА, 2005. 167 с.
Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. СПб: Питер, 2006. 448 с.
Доничев О.А., Мищенко З.В., Молчанова О.Г. Оценка параметров формирования социально-экономического кластера на основе метода Парето-оптимизации // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 6. С. 17–24.
Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. 368 с.
Егоров Е.Г., Егорова И.Е. О кластерном подходе к развитию экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 5. С. 10–17.
Ендовицкий Д.А.,Подоприхин Н.М. Введение в стратегический анализ инвестиционной деятельности: проблемы теории и практики. Воронеж: ВГУ, 2001. 230 с.
Курилов К.Ю., Курилова А.А. Определение приоритетных направлений развития и ключевых показателей оценки эффективности механизма управления затратами предприятий автомобилестроительной отрасли с помощью метода кластерного анализа // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 38. С. 13–25.
Лапыгин Д.Ю. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 6. С. 40–52.
Леонова Ж.К. Кластерный подход в подготовке и переподготовке предпринимателей в условиях инновационного развития экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 34. С. 11–16.
Мальцева А.А. Методика оценки эффективности технопарка как ядра инновационного кластера региона на основе системы сбалансированных показателей // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 3. С. 13–20.
Минцберг Г.,Альстренд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. СПб: Питер, 2000. 320 с.
Подольская Т.О., Отделкина А.А. Использование кластерного анализа для характеристики финансовой устойчивости региональных коммерческих банков // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 11. С. 40–45.
Смирнова О.А.,Сербулов Ю.С., Голикова Г.В. Формирование инновационно-инвестиционной стратегии коммерческой организации в регионе. Воронеж: Научная книга, 2008. 164 с.
Соколенко С.И. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации // Безопасность Евразии. 2002, № 1. С. 435–460.
Стратегическое планирование / под ред. Э.А. Уткина. М.: ЭКМОС, 1998. 440 с.
Томпсон А.А.,Стрикланд А.Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 146 с.
Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм / сост. и общ. ред. Н.М. Фоштейн. М.: Дело Лтд, 1995. 227 с.
Фридман П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции. М.: ЮНИТИ, 1994. 286 с.
Шумпетер Й. История экономического анализа: собр. соч. в 3 т. СПб: Экономическая школа, 2001. Т. 2. 358 с.
Эткинсон Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 340 с.
Kaplan R.S., Norton D.P. The Strategy Focused Organization: How Balanced Scorecard Companies thrive in the New Business Environment. Boston: Harvard Business School Press, 2001. 640 р.