Михненко П.А.кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой общего и стратегического менеджмента, Московский финансово-промышленный университет "Синергия", Москва, Российская Федерация pmihnenko@s-university.ru
Предмет/ тема. Темой исследования является SWOT-анализ как один из наиболее популярных инструментов комплексного стратегического анализа предприятия, позволяющий обосновать его потенциальные стратегии. Формулируется гипотеза о том, что современная бизнес-практика требует от менеджеров, использующих инструментарий SWOT-анализа, более серьезного учета динамичности факторов внешней и внутренней среды предприятия, а также уровня информационной неопределенности представления исследователей о величинах этих факторов. Методология. Применение классических инструментов SWOT-анализа для выявления наиболее благоприятных сочетаний "сильные стороны - возможности" не позволяет учитывать в явном виде динамику изменения этого соответствия. В статье высказывается предположение, что в современных условиях проведение SWOT-анализа в интересах стратегического развития предприятия требует привлечения методологического аппарата управления организационными изменениями. В информационно-динамическом смысле подсистема управления организационными изменениями приобретает черты стохастической следящей системы - внутреннего контура системы управления организационным развитием, что применительно к методике модифицированного SWOT-анализа представляет собой расчет средней скорости изменения соответствия конкретной пары "сильные стороны - возможности", "взвешенной" уровнем информационной неопределенности. Результаты. Отличительной особенностью предлагаемого подхода к оценке соответствия "сильные стороны - возможности" является использование динамической переменной - скорости нарастания или снижения этого соответствия в текущий период анализа. Вторая особенность состоит в учете степени информационной неопределенности в представлениях компании (среднеквадратического разброса мнений группы экспертов) о текущем значении оцениваемого динамического параметра. Применение взвешенных динамических оценок, учитывающих расхождение взглядов экспертов, позволяет менеджменту сконцентрировать внимание на наиболее достоверных характеристиках изменений внутренней и внешней среды предприятия. Выводы/значимость. Делается вывод о том, что применение предлагаемого подхода может оказаться максимально эффективным в сочетании с классическими инструментами SWOT-анализа и другими методами современного стратегического анализа.
Грант Р. Современный стратегический анализ. СПб: Питер, 2012. 544 с.
Дибб С., Симкин Л. Практическое руководство по сегментированию рынка. СПб: Питер, 2001. 240 с.
Дирлав Д. Избранные концепции бизнеса. Теории, которые изменили мир. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 336 с.
Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / пер. с англ. А. Токарева; под науч. ред. И.В. Андреевой. СПб: Питер, 2001. 310 с.
Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления: монография. СПб: СПбГУ, 2008. 548 с.
Котлер Ф., Роланд Б., Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. М.: Альпина Паблишер, 2012. 143 с.
Михненко П.А. Модель адаптивной организационной системы // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 3. С. 3–10.
Михненко П.А. Оптимизация процесса адаптации хозяйственной организации к изменениям внешней среды // Проблемы управления. 2009. № 4. С. 32–38.
Мунин П.И., Мунина М.П., Мунин М.П. Менеджмент устойчивого развития (неопределенностно-информационный анализ) // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 2. С. 131–139.
Парахина В.Н., Максименко Л.С., Панасенко С.В. Стратегический менеджмент: учебник. М.: КноРус, 2012. 496 с.
Томпсон А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. Киев: Вильямс, 2011. 928 с.
Управленческий учет: официальная терминология CIMA / пер. с англ. О.Е. Николаевой, Т.В. Шишковой. М.: ФБК-Пресс, 2004. 200 с.
Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ: методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / пер. с англ. Д.П. Коньковой, под общ. ред. И.М. Степнова, Ю.А. Ковальчук. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005. 541 с.
Чанько А.Д. Опыт диагностики организационной культуры российских компаний // Российский журнал менеджмента. 2005. Т. 3. № 4. С. 29–54.
Широкова Г.В. Подходы к проведению организационных изменений в российских компаниях. URL: Link.
Hill T., Westbrook R. SWOT analysis. It’s time for a product recall // Long Range Planning. 1997. № 30.