Ефремова М.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса и туризма, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация efremova@fup.unn.ru
Чкалова О.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой торгового дела, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация chkalova@fup.unn.ru
Бошман Т.К.студентка института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация t.lilak@yandex.ru
Предмет/тема. Российский рынок фитнес-услуг относится к одному из малоизученных сегментов потребительского рынка. Проблема его эффективного развития обусловливает особую актуальность научных исследований в этой области. Цели/задачи. В статье проанализированы состояние и перспективы развития рынка фитнес-услуг в России для разработки механизмов его эффективного развития. Дано понятие фитнес-клуба и разработана классификация этих клубов, определены тенденции и проблемы развития российского и региональных рынков, проанализирован зарубежный опыт, выявлены проблемы и предложены пути их решения. Методология. На основе общелогических методов исследований специальной, научной литературы, отчетов маркетинговых агентств, статистических данных, а также экспертного метода определены тенденции, проблемы и перспективы развития российского рынка фитнес-услуг. Результаты. Показано, что лидером на мировом рынке является американский континент. Европейский рынок, отличаясь положительной динамикой, следует за американским. Российский рынок пока существенно уступает лидерам, демонстрируя стремительный рост и высокий потенциал для развития. Более детальное исследование проведено на примере регионального рынка Нижнего Новгорода. Установлено, что по степени монополизации он относится к умеренно концентрированному. Выявлены основные проблемы, тормозящие развитие рынка. Для производителей - это высокие пороги вхождения в рынок, связанные с отсутствием дифференцированных арендных ставок на социально значимые объекты, высокими кредитными ставками, залоговым кредитованием. Для клиентов основной проблемой являются высокие цены. Изучен опыт ряда стран, в том числе США и Германии, где активная позиция в развитии рынков фитнес-услуг принадлежит государству, которое не только пропагандирует фитнес-движение, но и активно его поддерживает, в том числе путем обеспечения высокого уровня качества услуг и доступности для широких слоев населения. Выводы/значимость. Проведенные исследования могут служить основой для разработки механизмов эффективного развития рынков фитнес-услуг в России.
Ключевые слова: фитнес, фитнес-клубы, рынок фитнес-услуг, фитнес-индустрия, спортивно-оздоровительная деятельность, региональный рынок
Список литературы:
Андрианова Т.А., Коркодинова Н.А. Маркетинговое исследование потребителей спортивно-оздоровительных услуг г. Перми // Актуальные вопросы современной науки. 2011. № 18. С. 151–160.
Аронов Г.В. Система управления предприятием сферы физкультурно-оздоровительных услуг // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2007. № 12. С. 10–13.
Беставишвили Т.Г. Разумный фитнес. Книга руководителя. СПб: Нестор-История, 2011. 536 с.
Вин Юй Лань, Ван Сюе Мань. Отношение жителей провинции Хэбэй (Китай) к физкультурно-оздоровительной деятельности. URL: Link.
Гордеев Г.В. Аэробика. Фитнесс. Шейпинг. М.: Вече, 2001. 127 с.
Золотов М.Н. Формирование адекватной спросу населения сети физкультурно-спортивных сооружений на основе маркетинговых исследований // Теория и практика физической культуры. 2003. № 6. С. 58–61.
Кабановская Е.С. Особенности формирования и регулирования российского рынка фитнес-услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2008. № 3. С. 18–21.
Кельбах Е.И., Плотников П.А. Анализ рынка фитнес-услуг: тенденции и перспективы развития (на материалах г. Перми). URL: Link.
Майоров Н.Б. Российские фитнес-клубы. Сила и красота. М.: Весь, 2005. 81 с.
Матасова И. Обзор российского рынка фитнес-услуг // Les Nouvelles Esthetigues. 2009. № 5. С. 21–25.
Медина Е.Н. Правила здоровой жизни. Архитектура тела и развитие силы. СПб: Питер, 2003. 384 с.
Орлов А.В., Краснов Е.В. Спорт и фитнес. Глобальное и государственное управление. Менеджмент. Маркетинг. М.: Риалтекс, 2012. 233 с.
Панкратова Е.С. Фитнесс без границ // Физкультура и спорт. 1999. № 7. С. 20–22.
Российский рынок фитнес-услуг: аналитический отчет. М.: DISCOVERY Research Group, 2012. 46 с.
Скопин О.В. Место и роль проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. URL: Link
Скопин О.В., Скопина И.В., Кривошеина М.А. Потребительские отношения и предпочтения в сфере регионального рынка физкультурно-оздоровительных услуг г. Кирова. URL: Link.
Смирнов С.И. Исследование некоторых критериев сферы фитнес-услуг // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 10. Т. 80. С. 170–173.
Смирнов С.И. Разработка модели качества фитнес-услуг // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 9. Т. 79. С. 130–134.
Хапп-Дмитриенко Ю.В. Спортпарк Хольцкирхен. Фитнес и спорт как составляющие современной сервисной деятельности в Германии // Туризм в современном мире: направления и тенденции развития. Хабаровск: ДВГУПС, 2013. C. 250–252.
Хойя Р., Смит А., Николсон М., Стюарт Б., Вестербик Г. Спортивный менеджмент: принципы и применение. М.: Рид Медиа, 2013. 352 с.
McKechnie D.S., Grant J., Golawala F.S., Ganesh P. The Fitness Trend Moves East: Emerging Market Demand in the UAE // European Sport Management Quarterly. 2006. Vol. 6. Iss. 3. P. 289–305.