+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Анализ методов оценки инновационного потенциала изобретения

т. 14, вып. 21, июнь 2015

Доступна онлайн: 11.06.2015

Рубрика: НАУЧНОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Страницы: 55-67

Тимофеев Н.В. аспирант кафедры экономики и управления в сфере услуг, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация 
cechbobr@bk.ru

Предмет/тема. В условиях перехода к креативной экономике инновации становятся главным фактором экономического развития. Поэтому крайне важно выбирать перспективные изобретения как с технологической, так и с экономической точек зрения. В связи с этим приобретает актуальность вопрос о методах оценки инновационного потенциала изобретений.
     Цель/задачи. Цель исследования - выявить оптимальную и универсальную методику оценки инновационного потенциала изобретений среди существующих. Задача - проанализировать экспертные, количественные и комплексные методы оценки, выявить их преимущества и недостатки, оценить возможность их применения в практической деятельности.
     Методология. Исследование построено на изучении актуальной экономической литературы и использовании метода структурного анализа.
     Результаты. Изучены и проанализированы наиболее распространенные методы оценки инновационного потенциала изобретений. Анализ не выявил оптимальной и универсальной методики. Более того, установлен факт того, что в научном сообществе нет единого понимания сущности инновационного (экономического) потенциала. Автором составлена логическая блок-схема понятия "инновационный потенциал".
     Выводы/значимость. Исследование показало, что пока не существует оптимальной и универсальной методики оценки инновационного потенциала изобретений. Это обусловлено разногласиями ученых по поводу определения сущности фундаментальных понятий теории инноваций, а также отсутствием четкого понимания алгоритма происхождения инновационных процессов. Таким образом, выявлен серьезный пробел в этой области знаний. Необходимо привлечение внимания исследователей в области теории инноваций не только к проблеме отсутствия универсальной методики оценки инновационного потенциала изобретения, но и к проблеме отсутствия единого и четкого определения экономической сущности основополагающих понятий теории инноваций, с которым была бы согласна большая часть научного сообщества.

Ключевые слова: инновация, изобретение, инновационный продукт, инновационный потенциал, экономический потенциал, методы оценки инновационного потенциала

Список литературы:

  1. Абалкин Л.И. Новый тип экономического мышления. М.: Экономика, 1987. 189 с.
  2. Абрамов В.И. Методология оценки инновационного потенциала. Самара: ДСМ, 2012. 176 с.
  3. Абрамов В.И. Методология оценки инновационного потенциала предприятия // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 4. С. 130–137.
  4. Абрамов В.И. Синтез метода количественной оценки инновационного потенциала на микроуровне // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 4. С. 252–260.
  5. Абрамов В.И., Вагин С.Г. Метод экспертизы инновационного потенциала проекта // Вестник Самарского государственного экономическогого университета. 2012. № 5. С. 9–13.
  6. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 358 с.
  7. Ахметова Н.Н. Один из подходов к определению сущности элементов инновационно-инвестиционной модели // Управление экономикой: методы, модели, технологии. Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2010. С. 61–63.
  8. Баженов Г.Е., Кислицина О.А. Инновационный потенциал предприятия: экономический аспект // Вестник Томского государственного университета, 2009. № 323. С. 222–228.
  9. Вагин С.Г. Теоретическое обоснование формирования гетерогенных систем как новой организационной формы стратегического управления // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 1. С. 17–20.
  10. Ермакова Ж.А., Свечникова В.В. Методика оценки инновационного развития корпоративных структур // Креативная экономика. 2009. № 7. C. 88–99.
  11. Ерыгина Л.В. Оценка перспективности инновационной технологии на предприятиях ракетно-космической промышленности // Российское предпринимательство. 2008. № 6. C. 93–96.
  12. Кувшинов М.С., Бажанова М.И. Сущность и структура механизма инновационного развития промышленной интегрированной структуры // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Экономика и менеджмент». 2012. Вып. 23. № 3. С. 50–55.
  13. Кулабухова H.H. Оценка инновационного потенциала предприятия // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер. «Социально-экономические науки». 2006. Т. 6. № 2. С. 83–92.
  14. Павлова С.Н. Комплексная оценка инновационной деятельности: теория, методология, практика. Якутск: Сфера, 2011. 420 с.
  15. Пермичев Н.Ф., Палеева О.А. Маркетинг инноваций. Н. Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, 2007. 88 с.
  16. Селезнев А.М. Научный потенциал современного общества. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1989. 144 с.
  17. Солдатов А.В. Оценка влияния человеческого фактора на инновационный потенциал. URL: Link.
  18. Суздалева Г.Р. Вуз и предприятие: условия для успешного инновационного развития // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2012. № 16. С. 69–74.
  19. Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями. СПб: Питер, 2001. 240 c.
  20. Титов А.Б. Организационные методы управления нововведениями. СПб: СПбГУЭФ, 1998. 26 c.
  21. Титов А.Б. Оценка коммерческого потенциала нововведений. СПб: СПбГУЭФ, 1998. 139 c.
  22. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. М.: Финансы и статистика, 2003. 176 c.
  23. Управление инновационными процессами: учебное пособие. Самара: СГТУ, 2009. 153 c.
  24. Фундаментальные проблемы пространственного развития макрорегиона при переходе к инновационной экономике. На примере Северо-Запада России / под ред. В.В. Окрепилова. СПб: Наука, 2010. 595 с.
  25. Andersson N., King N. Managing Innovation and Change: A Critical Guide for Organizations. London: Thomson, 2002. 255 p.
  26. Belina B., Giesko T., Łopacińska L., Walasik M. Setting of criteria in the commercial potential assessment method of innovative technological solutions // Maintenance Problems. 2013. № 2. P. 221–234.
  27. Belina B., Łopacińska L., Karsznia W. Commercial potential oriented evaluation of innovative products // Maintenance Problems. 2012. № 4. P. 23–32.
  28. Buergin C. Integrated innovation capability // Paper of International Design Conference – DESIGN 2006. Dubrovnik (Croatia), 2006. May 15–18. P. 445–462.
  29. Edwards T.J., Delbridge R., Munday M. Linking innovative potential to SME performance: an assessment of enterprises in industrial South Wales. URL: Link.
  30. Galvez D., Camargo M., Rodriguez J., Morel L. PII- Potential Innovation Index: a Tool to Benchmark Innovation Capabilities in International Context // Journal of Technology Management & Innovation. 2013. Vol. 8. Iss. 4. P. 36–45.
  31. Garcia R., Calantone R. A critical look at technological innovation typology and innovativeness terminology: a literature review // Journal of Product Innovation Management. 2002. № 19. P. 110–132.
  32. Grünfeld L.A., Jakobsen E.W., Kaloudis A., Skogli E., Olsen D.S. Key innovation indicators. Learning from principles and practices applied by professional industrial players and investors. Oslo: Nordic Innovation, 2011. 72 p.
  33. Hipple J., Hardy D., Wilson S.A., Michalski J. Can corporate innovation champions survive? // Chemical Innovation. 2001. Vol. 31. № 11. P. 14–22.
  34. Justel D., Vidal R., Arriaga E., Franco V., Val-Jauregi E. Evaluation method for selecting innovative product concepts with greater potential marketing success. URL: Link_ method_for_selecting_innovative_product_concepts_ with_greater_potential_ marketing_success.
  35. Kaplan R., Norton D. The Balanced Scorecard: Measures That Drive Performance // Harvard Business Review. 1992. № 1. P. 71–79.
  36. Kornish L.J., Ulrich K.T. The Importance of the Raw Idea in Innovation: Testing the Sow's Ear Hypothesis // Journal of Marketing Research. February 2014. Vol. 51. № 1. P. 14–26.
  37. Lendel V., Varmus M. Innovative potencial of strategy. URL: Link.
  38. Meier M., Fadel G., Wälchli N., Kobe C., Johns C.St. The Impact Model for Innovation Success and its Assessment. Zürich: Technology Management, 2004.
  39. Pleschak F., Sabisch H. Innovations management. Stuttgart: Sohaffer-Poeschel, 1996. 566 p.
  40. Rothwell R. External networking and innovation in small and medium-sized manufacturing firms in Europe // Technovation. 1991. Vol. 11. № 2. P. 93–112.
  41. Rothwell R. Small firms, innovation and industrial change // Small Business Economics. 1989. № 1. P. 51–64.
  42. Sabadka D. Innovation potential methods // Annals of Faculty Engineering Hunedoara – International Journal of Engineering. 2012. Vol. 10. № 3. P. 449–455.
  43. Savoia A., Copeland P. Entrepreneurial Innovation at Google // IEEE: Computer. 2011. Vol. 44. № 4. P. 56–61.
  44. Tschirky H., Koruna S. Technologie-Management: Idee und Praxis. Zürich: Verlag Industrielle Organisation, 1998.
  45. Von Stamm B. Managing Innovation, Design and Creativity. Chichester: John Wiley and sons, 2008. 444 p.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала