Попов Е.В.член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, руководитель центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация epopov@mail.ru
Симонова В.Л.кандидат экономических наук, старший научный сотрудник центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения РАН, Екатеринбург, Российская Федерация jet-Russia@yandex.ru
Предмет/тема. Теория сетевых организаций в последнее время приобрела в экономике значительное развитие. Вместе с тем институциональный анализ сетевых взаимодействий до сих пор не получил должного рассмотрения в экономической литературе. Цели/задачи. Целью исследования является систематизация экономических институтов сетевых организаций с последующей верификацией рабочих гипотез о результативности применения этих институтов. Методология. Анализ литературных источников показал, что основными экономическими институтами партнерских отношений сетевых организаций являются институты формализованных отношений, доверия, информационного обмена, организационного взаимодействия, защиты от оппортунизма и институт контроля действий партнеров. Для проверки влияния специфичности активов на институциональные характеристики сетевых организаций было проведено эмпирическое исследование. Результаты. Эмпирическая верификация сетевых механизмов межфирменного взаимодействия подтверждает применимость ряда выводов теории трансакционных издержек к российским условиям хозяйствования. Так, по мере роста специфичности актива, выступающего в роли индикатора трансакционных издержек, возрастает значимость применения экономических институтов формализованных отношений, доверия, информационного обмена и организационного взаимодействия. Вместе с тем выявлена российская специфика организации межфирменного сетевого взаимодействия. Во-первых, по мере роста специфичности актива доверие партнеру и уверенность в реализации соглашений снижается. Во-вторых, в российской экономике не было обнаружено сильного влияния неформальных связей на параметры межфирменного взаимодействия. В-третьих, при организации межфирменного взаимодействия большое значение имеют механизмы воздействия на партнера и контроля процесса реализации контракта, альтернативные доверию. В-четвертых, в течение последнего десятилетия объединение функций управления начало реализовываться преимущественно без объединения активов различных участников. Выводы/значимость. Теоретический и практический анализ трансакций сетевых организаций демонстрирует возможность теоретического описания современных межфирменных взаимодействий и позволяет определить специфические проявления трансакционных отношений в современных условиях функционирования российского промышленного рынка.
Ключевые слова: экономические институты, сетевые организации, специфичность активов, трансакционные издержки
Список литературы:
Гордон Я.Х. Маркетинг партнерских отношений. СПб: Питер, 2001. 379 с.
Долгопятова Т.Г., Ивасаки И., Яковлев А.А. Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 542 c.
Качалов Р.М. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2002. 192 с.
Кузнецов С.Ю. Стратегическое управление маркетинговыми нематериальными активами предприятия. М.: Финакадемия, 2008, 144 с.
Лазарева О.В. Изменение границ российских предприятий. М.: EERC, 2004. 44 с.
Ляско А.К. Доверие и трансакционные издержки // Вопросы экономики. 2003. № 1. С. 42–58.
Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. М.: Дело, 2003. 352 с.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 180 с.
Попов Е.В., Симонова В.Л. Оппортунизм экономических агентов, Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2007. 186 c.
Тамбовцев В.Л. Контрактная модель стратегии фирмы. М.: ТЕИС, 2000. 83 с.
Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация. СПб: Лениздат. 1996. 456 с.
Уэлборн Р., Кастен В. Деловые партнерства, как преуспеть в совместном бизнесе. М.: Вершина, 2004. 336 с.
Шаститко А.Е. Экономическая теория организаций. М.: Инфра-М, 2007. 302 с.
Anderson J.C., Narus J.A. Business marketing: Understand what customers value // Harvard Business Review. 1998. Vol. 33. № 3. Р. 95–114.
Anderson E., Schmittlein D. Integration of the sales force: an empirical examination // Rand Journal of Economics. 1984. Vol. 15. № 3. P. 385–395.
Bradach J., Eccles R. Price, authority and trust – from ideal types to plural forms // Annual Review of Sociology. 1989. Vol. 15. P. 97–18.
Day G.S., Wensley R. Assessing advantage: A framework for diagnosing competitive superiority // Journal of Marketing. 1988. Vol. 52. № 2. P. 1–20
Gibbons R., Farrell J. Cheap Talk about Specific Investments // Journal of Law, Economics and Organization. 1995. Vol. 11. № 2. P. 313–334.
Hunt Sh., Morgan R. The comparative advantage theory of competition // Journal of Marketing. 1995. Vol. 59. № 2. P. 1-15
McCannon B.C. Trust, reciprocity, and a preference for economic freedom: experimental evidence // Journal of Institutional Economics. 2014. Vol. 10. № 3. P. 451–470.
Michael S.C. Transaction cost entrepreneurship // Journal of Business Venturing. 2007. Vol. 22. № 2. P. 412–426.
Miles R., Snow C. Network organizations: New concepts for new forms // California Management Review. 1986. Vol. 28. № 3. P. 62–73.
Palmer A.J. Relationship marketing: a universal paradigm or management fad? // The Learning Organization. 1998. № 3, P. 18–25.
Rousseau D.M, Sitkin S.B., Burt R.S., Camerer C. Not so different after all: a cross discipline view of trust // Academy of Management Review. 1998. Vol. 23. № 3. P. 393–404.
26Teece D.J. Managing Intellectual Capital: Organizational, Strategic and Policy Dimensions. Oxford: Oxford University Press, 2000.
25Thorelli H.B. Networks: Between Markets and Hierarchies // Strategic Management Journal. 1986. Vol. 7. № 1, P. 37–51.
27Williamson O.E. Markets and Hierarchies, Analysis and Antitrust Implications. N.Y.: Free Press. 1975.
30Williamson O.E. Outsourcing: Transaction Cost Economics and Supply Chain Management // Journal of Supply Chain Management. 2008. Vol. 44. № 2. P. 5–16.
28Williamson O.E. Strategizing, Economizing and Economic Organization // Strategic Management Journal. 1991. Vol. 12. № 1. P. 75–94.
29Williamson O.E. The Mechanisms of Governance. NY: Oxford University Press, 1996.