Чкалова О.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой коммерческой деятельности в торговле и общественном питании, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация ochkalova@fup.unn.ru
Наливайко К.А.студентка института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация ksenya_dom@mail.ru
Предмет/тема. Статья посвящена вопросам развития розничной торговли на российском рынке. Актуальность темы исследования обусловлена ухудшением социально-экономической ситуации в стране, что может изменить привычные положительные тренды развития и привести к стагнации торговли, что уже происходит в ряде стран мира. Цели/задачи. Целью исследования является анализ развития розничной торговли для разработки механизмов ее эффективного развития. Методология. На основе общелогических методов исследования данных Росстата, Минэкономразвития России, ведущих рейтинговых и информационных агентств, исследований отечественных ученых определены тенденции, проблемы и перспективы развития российского рынка розничной торговли. Результаты. Установлено, что в 2014 г. розничная торговля продолжает оставаться одним из динамично развивающихся секторов экономики и основным источником формирования ВВП. На основе анализа показателей, характеризующих развитие конкуренции в сегменте торговли товарами повседневного спроса за 2014 г., показано, что уровень конкуренции увеличивается за счет развития новых сетевых структур федерального и международного уровней. Определено, что Россия занимает лидирующие позиции среди европейских стран по числу международных сетей, выявлена неоднородность их присутствия в разных городах России. Показано, что российская торговля лидирует по обороту розничной торговли среди европейских стран, но по насыщенности торговыми площадями находится на одном из последних мест, что говорит об имеющемся потенциале для развития торговли. Выводы/значимость. Использование результатов исследования может служить основой для разработки механизмов эффективного развития розничной торговли.
Ключевые слова: развитие розничной торговли, консолидация и конкуренция розничного рынка, международные и федеральные сети
Список литературы:
Баженов Ю.К. Розничная торговля в России. М.: ИНФРА-М, 2011. 237 с.
Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Стукалова И.Б. Розничная торговля: современные тенденции и перспективы развития. М.: РЭА, 2009. 236 с.
Валеева Ю.С. Розничные торговые сети: современные тенденции и особенности управления. Казань: Печать-сервис XXI век, 2012. 68 с.
Валеева Ю.С. Экономическая природа конкурентоспособности торговой отрасли в рыночной структуре региона // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 56–60.
Засенко В.Е., Мокин В.Н., Ульянова И.К. Конкурентоспособность торговых сетей в условиях глобализации мировой экономики: методология, теория, практика. СПб: СПбГЭИ, 2006. 201 с.
Ивашкин М.В. Торговые сети в регионе: формирование и управление. Иркутск: БГУЭП, 2003. 172 с.
Котельникова З.В. Развитие розничных сетей как системообразующий элемент трансформации торговли (на примере продовольственного сектора) // Эволюция торговых форматов в российском продуктовом ритейле. М.: ГУ ВШЭ, 2008. С. 29–60.
Методология исследования сетевых форм организации бизнеса / под ред. М.Ю. Шерешевой. М.: ГУ ВШЭ, 2014. 446 с.
Монин А.А. Ритейл в России. Особенности национальной розницы. СПб: Невский проспект; Вектор, 2007. 204 с.
Ньюман Э., Каллен П. Розничная торговля: организация и управление. СПб: Питер, 2005. 416 с.
Панюкова В.В. Анализ состояния и основные направления развития региональной торговли России // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 41. С. 46–53.
Панюкова В.В. Исследование современного состояния сетевой торговли в зарубежных странах // Маркетинг розничной торговли. 2013. № 3. С. 200–211.
Пономарева И.В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы // Молодой ученый. 2014. № 12. С. 169–174.
Портер М.Э. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 602 с.
Развитие сетевых структур. М.: URSS; КРАСАНД, 2010. 192 с.
Сет Э., Рендалл Д. Розничная торговля: войны гигантов. М.: Вершина, 2006. 319 с.
Хайруллина Д.Р., Чкалова О.В. Управление развитием малого бизнеса на региональном уровне: организационно-экономический аспект // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 21. С. 11–18
Хасис Л.А. Мировая розничная торговля: основные тенденции. М.: Едиториал УРСС, 2004. 80 с.
Хасис Л.А. Розничные торговые сети в современной экономике. М.: Едиториал УРСС, 2004. 80 с.
Цветков М.А., Цветкова И.Ю. Институциональная экономика: принципы повышения утилитарности курса // Инновации в образовании. 2013. № 11. С. 77–97.
Чкалова О.В. Анализ развития лидеров российского продовольственного ритейла // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 28. С. 21–24.
Шнорр Ж.П. Торговые сети на территории: состояние, теория и практика. Иркутск: БГУЭП, 2012. 156 с.
Шнорр Ж.П. Характерные черты влияния торговых сетей на развитие внутренней торговли России // Казанская наука. 2011. № 2. С. 145–147.