Михайлов А.А.кандидат технических наук, начальник отдела планирования и сопровождения эксплуатации промышленных газотурбинных двигателей, АО "Объединенная двигателестроительная корпорация", Москва, Российская Федерация andrmikhaylov@yandex.ru
Предмет/тема. Снижение спроса на нефть и газ как на внутреннем, так и внешнем рынках совместно с государственным регулированием естественных монополий приводит к необходимости перераспределения бюджета компаний топливно-энергетического комплекса. Порой это происходит за счет сокращения затрат на ремонтно-эксплуатационные нужды, что приводит к сокращению количества исправных газотурбинных двигателей и, как следствие, к вынужденному простою оборудования. Одним из путей решения этой проблемы является приобретение двигателей в аренду, что позволяет сократить простои. Цели/задачи. Для определения рационального состава оборотного фонда промышленных газотурбинных двигателей, сформированного на ремонтном предприятии, разработана методика, которая позволяет учесть специфику применения промышленных двигателей по их назначению, особенности организации ремонта, доставки и хранения. Методология. Методом имитационного моделирования эксплуатации парка промышленных газотурбинных двигателей в составе газотранспортной системы или распределенного энергохозяйства определяется необходимое количество резервных двигателей, позволяющих сократить издержки эксплуатирующих организаций в связи с простоями газоперекачивающего или энергетического оборудования по причине отсутствия работоспособных двигателей. Результаты. Проведено моделирование эксплуатации парка двигателей АЛ-31СТ в составе газотранспортной системы России, а также парка двигателей ГТД-6РМ в составе объектов распределенного энергохозяйства. Определены значения финансовых потерь эксплуатирующих организаций по причине отсутствия работоспособных двигателей, размер и состав необходимого оборотного фонда резервных двигателей, позволяющего сократить эти потери. Определены размеры доходов ремонтных предприятий от передачи резервных двигателей во временное пользование. Для каждого типа двигателей проведена оценка экономического эффекта от их передачи во временное пользование по сравнению с традиционными методами формирования оборотного фонда эксплуатирующих организаций. Выводы/значимость. Обоснованный подход к определению состава оборотного фонда резервных двигателей на ремонтных предприятиях, а также стоимости часа их использования увеличивает конкурентные преимущества АО "Объединенная двигателестроительная корпорация" на рынке промышленных газотурбинных двигателей. Полученные результаты могут быть интересны как компаниям топливно-энергетического комплекса, эксплуатирующим промышленные газотурбинные двигатели, так и их производителям.
Ключевые слова: конкурентоспособность, аренда, промышленный газотурбинный двигатель, эксплуатирующая организация, газотранспортное общество, ремонтное предприятие, стоимость часа эксплуатации, финансовые потери, доход ремонтного предприятия
Список литературы:
Акимов В.И., Бакиев Т.А., Скрынников С.В. Опыт исследования надежности ГПА-16Р «Уфа» с применением методов вибродиагностического контроля газотурбинного привода АЛ-31СТН // Газовая промышленность. 2014. № 9. С. 76–78.
Альбом технико-экономических показателей газотурбинных ГПА. М.: ВНИИГАЗ, 2006. 81 с.
Альков И. Выборочное секвестирование инвестпрограмм и перенос сроков трубопроводных проектов России // Oil & Gas Journal Russia. 2014. № 4. С. 55–65.
Варламов Н.В., Белинский А.В., Речинский С.Н., Ребров О.И., Мацук М.Н., Горшкова С.В. Научно-методический подход и опыт разработки схем развития региональных газотранспортных систем // Газовая промышленность. 2014. № 10. С. 15–19.
Клочков В.В. Организация конкурентоспособного производства и послепродажного обслуживания авиадвигателей. М.: Экономика и финансы, 2006. 464 с.
Ковалев В.В. Лизинг: финансовые, учетно-аналитические и правовые аспекты. М.: Проспект, 2013. 448 с.
Кузнецов А.И., Кириченко О.С., Шамис Л.В. Методические аспекты оценки эффективности лизинга на предынвестиционной стадии выбора схемы финансирования // Газовая промышленность (спецвыпуск «Экономика и право в газовой промышленности»). 2014. № 704. С. 63–65.
Марчуков Е.Ю., Куприк В.В., Балабан Ю.Н., Федоров С.А. Повышение экологических показателей газотурбинного двигателя АЛ-31СТ // Газотурбинные технологии. 2013. № 3. С. 14–16.
Михайлов А.А. Переход к продаже жизненного цикла как способ повышения конкурентоспособности промышленных двигателей // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 6. С. 29–36.
Подстрехина В.В. Газотранспортные системы: наследие СССР, проекты и перспективы // Газовая промышленность. 2014. № 8. С. 100–101.
Реус А.Г. Знания в управлении и управление знаниями. Опыт интеграции высокотехнологичных отраслей. М.: Дело, 2010. 140 с.
Реус А.Г. Ресурсы – единственное преимущество России // Экономические стратегии. 2005. № 2. С. 5–11.
Силаев О.В., Брындин О.В., Иванов В.А., Булин А.Н., Трусов М.В., Базаркин С.С. Газотурбинные теплоэлектростанции НПО «Сатурн» на районных тепловых станциях Москвы // Газотурбинные технологии. 2005. № 4. С. 22–27.
Стерлигова А.Н. Управление запасами широкой номенклатуры. С чего начать? // ЛогИнфо. 2003. № 12. С. 50–55.
Тепляков А.Б. Аренда имущества. Правовое регулирование. Бухгалтерский учет. М.: Ось-89, 2013. 288 с.
Эдер Л.В., Филимонова И.В., Немов В.Ю., Проворная И.В. Современные особенности экспорта газа из России // Газовая промышленность. 2014. № 5. С. 14–18.