Мальцева А.А.кандидат экономических наук, доцент, директор Научно-методического центра по инновационной деятельности высшей школы им. Е.А. Лурье, Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация 80179@list.ru
Предмет/тема. Предметом исследования является интеллектуальный капитал, который в настоящее время в ряде случаев приобретает для компании много большее значение, нежели материальные ресурсы. Представлены результаты исследования, направленного на формирование комплексной методологии управления интеллектуальным капиталом технопарковой структуры в части разработки методических основ его оценки. Цели/задачи. Целью работы является определение ключевых факторов наличного интеллектуального капитала технопарковой структуры, оказывающих на него существенное влияние. Их определение позволяет осуществлять комплексную и полную оценку интеллектуального капитала, опираясь на их значимость. Методология. Методологической основой исследования стали системный, структурный подходы, теоретический анализ, систематизация. Результаты. В работе показано, что для полной оценки наличного интеллектуального капитала целесообразно провести формализацию его ключевых видов, а также поставить им в соответствие систему факторов-показателей, наиболее характерных для каждого организационного элемента технопарковой структуры. Представлен алгоритм формирования иерархической структурной факторной модели интеллектуального капитала технопарковой структуры и приведено содержание его основных этапов. Обсуждение/применение. Описанная модель может стать основой оценки интеллектуального капитала, а также позволит сфокусировать управленческие корректирующие воздействия, направленные на повышение эффективности и результативности деятельности технопарковой структуры. Выводы/значимость. Представленные эмпирические данные и теоретические выкладки свидетельствуют об особой роли управления именно нематериальными составляющими в инновационной сфере, субъектом поддержки и развития которой является технопарковая структура. Развитие методологии управления интеллектуальным капиталом с опорой на факторы, описанные в статье, позволит существенно расширить систему научных знаний как о предмете, так и об объектах исследования, а также найти практическое применение в менеджменте технопарковых структур.
Афаунов А.Б. Развитие системы менеджмента качества как фактора управления деловой репутацией предприятия // Транспортное дело России, 2013. № 1. С. 171–175.
Бобкова Т.В. Формирование приработка сотрудникам машиностроительного предприятия // Российское предпринимательство. 2010. № 4. С. 74–78.
Гагарина Г.Ю. Человеческий капитал и его роль в обеспечении конкурентоспособности российских регионов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 23. С. 9–14.
Дедов С.В., Шишкин А.Ф., Гордиенко Н.С. Теоретические и методологические подходы к оценке человеческого капитала // Финансы и кредит. 2008. № 22. С. 64–69.
Демина С.А. Стратегическое развитие человеческого капитала как основа новой формы производственных отношений // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 23. С. 41–45.
Зизин А.С. Эволюция научных взглядов на понятие «клиентский капитал». URL: Link.
Клещева Ю.С. Качество трудовой жизни и инновационная активность человеческого капитала в условиях глобализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 4. С. 56–61.
Кондратьева М.Н., Гришина Е.С. Методика определения уровня запаса человеческого потенциала региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 22. С. 8–11.
Краковская И.Н. Измерение и оценка человеческого капитала организации: подходы и проблемы // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 19. С. 41–50.
Кузнецов Ю.А., Мичасова О.В. Человеческий капитал: формирование, измерение, вклад в экономический рост // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 26. С. 21–33.
Макарова М.Е. Нематериальные ценности организации. Взаимосвязь и соотношения нематериальных активов компании: бренд, репутация и гудвилл // Российское предпринимательство. 2010. № 3. С. 34–40.
Мальцева А.А. Управление интеллектуальным капиталом технопарковой структуры как фактор эффективного менеджмента // Финансовый журнал. 2015. № 1. С. 60–71.
Мальцева А.А. Управление технопарковой структурой на микроуровне: эффективные подходы и решения. Курск: ЮЗГУ, 2013. 244 с.
Мальцева А.А., Монахов И.А. Развитие теоретических представлений об интеллектуальном капитале в условиях динамической трансформации экономики // Актуальні проблеми економіки. 2014. № 11. С. 16–33.
Николаева Ю.Р., Санталова М.С., Бунина Е.А. Управление интеллектуальным капиталом предприятия. Воронеж: Истоки, 2011. 183 с.
Пестриков С.А. Формируем доминирующее мнение – управляем деловой репутацией // Кадровик. 2010. № 4. С. 48–53.
Решетникова И.И. Репутационный капитал: основы формирования и проблемы управления. Волгоград: Научное издательство, 2010. 240 с.
Урсу И.В. Капитал человеческий и физический: общее и различное // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики в условиях модернизации. Саратов: Наука, 2013. С. 105–109.
Шачнев А.А. Экономические особенности категории «гудвилл» как объекта управления промышленным предприятием // Стратегическое управление предприятиями, организациями и регионами. Пенза: ПГСХА, 2010. С. 135–140.
Burr R., Girardi А. Intellectual Capital: More Than the Interaction of Competence Commitment // Australian Journal of Management. 2002. № 27. P. 77–87.