Макарова Д.Ю.ведущий специалист отдела прикладных экономических исследований и экспертиз, Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация grapehome@mail.ru
Предмет/тема. Развитие частного предпринимательства в ракетно-космической отрасли является достаточно новой тенденцией. Если в начале 2000-х гг. предприниматели заявляли о своих амбициозных планах в области космоса, то последние несколько лет наблюдается реализация задуманных программ, а также рост числа частных компаний в космической сфере. Цели/задачи. Цель работы состоит в исследовании тенденций и перспектив развития, а также роли частного бизнеса в системе экономических отношений, возникающих в процессе становления и укрепления ракетно-космической отрасли на национальном и глобальном уровнях. Методология. Теоретико-методологической основой исследования служит общенаучная методология, предусматривающая применение таких подходов, как диалектический анализ и синтез, статистические наблюдения, сравнения, индукция и дедукция. Источниками информации служат научные публикации и интервью российских и зарубежных специалистов ракетно-космической отрасли, материалы крупнейших мировых СМИ в сфере космонавтики, действующие нормативно-правовые акты и официальные данные отчетов авторитетных исследовательских организаций в области космической деятельности. Результаты. Проведен краткий обзор существующих частных проектов в области космоса. Выявлены наиболее привлекательные для частного бизнеса сегменты космической деятельности. Проанализировано значение частной инициативы для развития космической деятельности государств. Перечислены условия и факторы, способствующие формированию предпринимательства в космической сфере, в частности, описаны основные инструменты политики США в данной области. Указаны возможности и перспективы запуска устойчивой модели бизнеса в области космоса. Особое внимание уделено вопросам формирования частного сектора в ракетно-космической отрасли России. Обсуждение/применение. Полученные результаты будут полезны органам государственной власти, ответственным за развитие ракетно-космической промышленности, а также частным компаниям и предпринимателям, желающим с выгодой для себя создавать и реализовывать проекты в сфере космической деятельности. Выводы/значимость. В ходе проведенного исследования выявлено присутствие частной инициативы во всех сегментах космической деятельности, даже высокотехнологичных. Лидером по количеству частных компаний в области космоса являются США. Частный бизнес является источником оптимальных решений, инноваций и эффективной формой участия в коммерческой деятельности. Создание благоприятных условий в России для развития частного бизнеса в космической деятельности является необходимым, поскольку во многом будет способствовать устранению причин системного кризиса в отечественной ракетно-космической промышленности.
Десятов А., Парфенов В.Проекты частные – интерес государственный // Российский космос. 2011. № 10. С. 54–55.
Пайсон Д.Б. Государственно-частное партнерство как институт развития в области космической деятельности: зарубежный опыт и российские планы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 3. С. 17–34.
Ченцова М.В. Опыт и перспективы взаимодействия субъектов инновационной экономики (на примере государственно-частного партнерства в космической промышленности). URL: Link.
Золотов Е. Космический извоз // Бизнес-журнал. 2012. № 12. С. 27–34.
Кроули Э. Интервью президента института науки и технологий «Сколково»: Почему освоение космоса все быстрее уходит в руки частного бизнеса. URL: Link.
Кокорич М., Голубович И. Первый пошел: кто и зачем запускает частные спутники в России. URL: Link.
Ульянова Н. Звездная болезнь // Бизнес-журнал. 2012. № 12. С. 34–38.
Ионин А.Г. От Space 1.0 через Space 2.0 вперед к Space 3.0! // Геоматика. 2013. № 2. C. 40–45.
Ионин А.Г. Кто будет инвестировать в космонавтику? // Российский космос. 2015. № 3. С. 26–30.
Давидюк А. Первый частный // Российский космос. 2014. № 7. С. 14–20.
Пайсон Д.Б. Сравнительный анализ развития институциональной среды в сфере производства и потребления космических продуктов и услуг в ведущих космических державах мира // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 1. С. 393–405.
Соболев И. Частники в космосе – за или против? URL: Link.
Fox S. 6 Private Companies That Could Launch Humans Into Space. URL: Link.
Школин А. 20 рыночных ниш, в которых можно заработать в ближайшие 5–10 лет. URL: Link.
Макаров Ю.Н. Российская космонавтика на мировом рынке: конкуренция, проблемы, перспективы // Экономика и математические методы. 2011. Т. 47. № 3. С. 94–103.
Хрусталёв Е.Ю., Макаров Ю.Н. Основы экономического анализа космической деятельности России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29. С. 41–47.
Пайсон Д.Б. Конкуренция в ракетно-космической промышленности: время стратегических решений // Вестник ГЛОНАСС. 2013. № 4. С. 13–19.