+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Анализ национальной конкурентоспособности туризма и путешествий: выводы для стран СНГ

т. 14, вып. 30, август 2015

Получена: 08.04.2015

Одобрена: 15.06.2015

Доступна онлайн: 31.08.2015

Рубрика: Анализ конкурентоспособности

Страницы: 53-64

Сафарова Н.Н. старший научный сотрудник-соискатель, Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете министров Республики Узбекистан, Ташкент, Республика Узбекистан 
nilufarxon@yahoo.co.uk

Предмет. Статья посвящена исследованию вопросов конкуренции и конкурентоспособности дестинации, что предоставляет возможность проведения сравнительного анализа туристской индустрии стран и регионов с мировыми лидерами и находить новые подходы для дальнейшего развития.
     Цели. Целью исследования является проведение анализа значимости индикаторов конкурентоспособности туристской индустрии стран в привлечении международных посетителей; определение основных факторов, ограничивающих развитие туризма в государствах СНГ, а также разработка рекомендаций для дальнейшего повышения национальной конкурентоспособности туризма в этих странах.
     Методология. В ходе исследования были использованы методы межстранового регрессионного анализа, международного бенчмаркинга, синтеза, индукции и дедукции. Проведен обзор исследований, посвященных проблеме определения концепции конкурентоспособности туристской отрасли и ее оценки.
     Результаты. Результаты корреляционного анализа выявили, что конкурентоспособность отрасли и инвестиции в туризм являются важными факторами, определяющими объемы международных туристских потоков. Оценен уровень влияния каждого отдельного компонента индекса конкурентоспособности туризма и путешествий на международные туристские потоки. Согласно результатам, основные конкурентные преимущества дестинаций СНГ сосредоточены в человеческих, природных и культурных туристских ресурсах, которые создают фундаментальные условия для привлечения международных посетителей. Практически во всех рассматриваемых государствах отмечена высокая оценка здравоохранения и санитарии. Ахиллесовой пятой этих стран является туристская инфраструктура, продвижение и развитие которой требует государственной поддержки и регулирования.
     Выводы. Повышение конкурентоспособности туристского сектора в государствах СНГ требует дальнейшего развития туристской инфраструктуры, а также усиления мер по продвижению туристского продукта, укрепления имиджа на международном уровне, охране окружающей среды и туристских ресурсов, ратификации международных конвенций и т.д.
     Значимость. Рекомендации, которые предложены в ходе исследования, могут быть использованы в разработке концепций и стратегий развития туризма правительствами стран СНГ для повышения конкурентоспособности туристских продуктов и их продвижения на международном рынке туристских услуг в соответствии с экономическими и социальными интересами государств.

Ключевые слова: туризм, конкурентоспособность, дестинация, ресурсы, потенциал

Список литературы:

  1. Морозов М.А., Бубнова Г.В., Щедловская М.В. Применение математических моделей для оценки конкурентоспособности туристской дестинации Наро-Фоминского муниципального района // Современная конкуренция. 2012. № 6. С. 131–141.
  2. Барчуков И.С. Методы научных исследований в туризме. М.: Академия, 2008. 224 с.
  3. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование развития туристско-рекреационного комплекса региона // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 14. С. 13–19.
  4. Морозов М.А., Войт М.Н. Конкурентоспособность туристской дестинации, анализ ее основных конкурентных преимуществ // Современная конкуренция. 2013. № 3. С. 82–92.
  5. Морозова Н.С., Морозов М.А. Предпринимательство и конкуренция в туризме: монография. М.: РосНОУ. 2010. 136 с.
  6. Морозов М.А., Морозова Н.С. Оценка привлекательности туристских дестинаций // Вестник РГТЭУ. 2012. № 7-8. С. 41–49.
  7. Московкин В.М. Применение методов бенчмаркинга для анализа туристской индустрии России // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 3. С. 10–18.
  8. Никифоров И.В. Принципы развития туристских дестинаций // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 4. С. 158–161.
  9. Портер М.Ю. Конкурентная стратегия: методы анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 464 с.
  10. Gabor M.R., Contiu L.C., Oltean F.D. A Comparative Analysis Regarding European Tourism Competitiveness: Emerging Versus Developed Markets // Procedia Economics and Finance. 2012. Vol. 3. P. 361–366.
  11. Gooroochurn N., Sugiyarto G. Measuring competitiveness in the travel and tourism industry. Christel DeHaan Tourism and Travel Research Institute, Discussion Paper Series, University of Nottingham, 2004.
  12. Dupeyras A., MacCallum N. Indicators for Measuring Competitiveness in Tourism. A Guidance Document. OECD Tourism Papers, 2013, no. 2. URL: Link Measuring%20Competitiveness%20in %20Tourism.pdf.
  13. Durbarry R. Tourism and Economic Growth: The Case of Mauritius // Tourism Economics. 2004. Vol. 10. № 3. P. 389–401.
  14. Dwyer L., Forsyth P., Rao P. The price competitiveness of travel and tourism: a comparison of 19 destinations // Tourism Management. 2000. Vol. 21. Iss. 1. P. 9–22.
  15. Zirulia L. Competition Between and Within Tourist Destinations // Advances in Tourism Economics: Impact Analysis. Heidelberg, Springer, Physica-Verlag, 2011, pp. 31–41.
  16. Mazanec J., Wöber K., Zins A. Tourism destination competitiveness: From definition to explanation? // Journal of Travel Research. 2007. Vol. 46. № 1. P. 86–95.
  17. Ritchie J.R.B., Crouch G.I. The Competitive Destination: A Sustainable Tourism Perspective. Wallingford, Oxon, GBR, CABI Publishing, 2005, 290 p.
  18. Spence A.M., Hazard H.A. International Competitiveness, Cambridge: Ballinger Publishing Company, 1988.
  19. Hassan S.S. ‘Determinants of Market Competitiveness in an Environmentally Sustainable Tourism Industry’ // Journal of Travel Research. 2000. Vol. 38. № 3. P. 239–245.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала