Никонова А.А.кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация prettyal@cemi.rssi.ru
Предмет и тема. В условиях значительных глобальных технологических и структурных сдвигов устойчивое, конкурентоспособное развитие экономических объектов и национального хозяйства в целом приобретает все большую актуальность, как и рост квалификационного уровня управляющих. При этом роль знаний в области математики, инженерии и естественных наук представляется не менее значимой, чем влияние качества управления на устойчивость. Цели и задачи. Идентификация человеческих факторов и условий устойчивого развития изучаемых объектов нацелена на выбор приоритетов для разработки адекватной стратегии в соответствующих областях, способов управления и инструментов регулирования, направленных на долгосрочную устойчивость и конкурентоспособность. Методология. Применение системно-интеграционной парадигмы для изучения образовательных факторов распространяет предпринятый анализ на семь базовых групп факторов. Такой подход позволяет учитывать влияние не столь значительных на первый взгляд факторов, таких как ментальные, культурные и исторические. Однако именно эти факторы могут объяснить огромную разницу в устойчивости и инновационном развитии различных экономических единиц или национальных экономик, несмотря на достаточно сходные нормативные и экономические условия их функционирования. Результаты. Выбраны десять самых значительных глобальных тенденций в области образования и научной деятельности. Их влияние на создание и абсорбцию знаний, а также на качественный уровень управления будет определять долгосрочную конкурентоспособность и устойчивость для компаний и национальной экономической системы в целом. Выводы и значимость. В экономике знаний особые человеческие способности и компетенции как в инженерии, так и в управлении, заметно определяют уровень и качество инновационного развития. Вместе с тем они складываются под воздействием разнонаправленных и взаимозависимых факторов. Для выявления таких влияний полезно использовать системный подход. Для качественной подготовки нужных экономике специалистов и управленцев необходима система образования, соответствующая выявленным факторам и условиям, ориентирующая на междисциплинарный подход в индустрии, науке и управлении.
Кочетков Г.Б., Рогов С.М., Супян В.Б. Организация науки в США и перспективы российской науки. М.: ИСКРАН, 2010. 116 с.
Майнцер К. Перспективы современной науки и образования с точки зрения теории сложных систем // Экономические стратегии. 2010. № 12. С. 84–92.
The Global Competitiveness Report 2014–2015. URL: Link.
Дежина И., Грэхем Л. Наука в новой России: кризис, помощь, реформы. Ростов н/Д: ЮФУ, 2009. 240 с.
Дежина И.Г., СимачевЮ.В. Связанные гранты для стимулирования партнерства компаний и университетов в инновационной сфере стартовые эффекты применения в России // Журнал новой экономической ассоциации. 2013. № 3. С. 99–122.
Advancing Knowledge and the Knowledge Economy. The Transformation of Knowledge. URL: Link.
The Global Talent Competitiveness Index 2014. URL: Link.
Доклад о развитии человека 2009. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие. М.: Весь мир, 2009. 232 с.
Human Development Report 2014. Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience. URL: Link.
Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. М.: Весь мир, 2013. 202 с.
Льюис К. Строительные блоки американских инноваций // Инновационные тренды. 2011. № 8. С. 10–11.