+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Образовательные факторы и качество менеджмента - детерминанты инновационного развития и устойчивости экономических систем

т. 14, вып. 33, сентябрь 2015

Получена: 13.07.2015

Одобрена: 23.07.2015

Доступна онлайн: 16.09.2015

Рубрика: АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

Страницы: 38-55

Красильникова Е.В. младший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация 
Krasilnikova_lena@list.ru

Никонова А.А. кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация 
prettyal@cemi.rssi.ru

Предмет и тема. В условиях значительных глобальных технологических и структурных сдвигов устойчивое, конкурентоспособное развитие экономических объектов и национального хозяйства в целом приобретает все большую актуальность, как и рост квалификационного уровня управляющих. При этом роль знаний в области математики, инженерии и естественных наук представляется не менее значимой, чем влияние качества управления на устойчивость.
     Цели и задачи. Идентификация человеческих факторов и условий устойчивого развития изучаемых объектов нацелена на выбор приоритетов для разработки адекватной стратегии в соответствующих областях, способов управления и инструментов регулирования, направленных на долгосрочную устойчивость и конкурентоспособность.
     Методология. Применение системно-интеграционной парадигмы для изучения образовательных факторов распространяет предпринятый анализ на семь базовых групп факторов. Такой подход позволяет учитывать влияние не столь значительных на первый взгляд факторов, таких как ментальные, культурные и исторические. Однако именно эти факторы могут объяснить огромную разницу в устойчивости и инновационном развитии различных экономических единиц или национальных экономик, несмотря на достаточно сходные нормативные и экономические условия их функционирования.
     Результаты. Выбраны десять самых значительных глобальных тенденций в области образования и научной деятельности. Их влияние на создание и абсорбцию знаний, а также на качественный уровень управления будет определять долгосрочную конкурентоспособность и устойчивость для компаний и национальной экономической системы в целом.
     Выводы и значимость. В экономике знаний особые человеческие способности и компетенции как в инженерии, так и в управлении, заметно определяют уровень и качество инновационного развития. Вместе с тем они складываются под воздействием разнонаправленных и взаимозависимых факторов. Для выявления таких влияний полезно использовать системный подход. Для качественной подготовки нужных экономике специалистов и управленцев необходима система образования, соответствующая выявленным факторам и условиям, ориентирующая на междисциплинарный подход в индустрии, науке и управлении.

Ключевые слова: устойчивое развитие, управление, знания, образование, конкурентоспособность

Список литературы:

  1. Drucker P.F. Management: Tasks, Responsibilities, Practices. New York: Truman Talley Books – E.P. Dutton, 1986. 553 p.
  2. Stewart T.A. Intellectual Capital: The New Wealth of Organization. London: Nicholas Bradley Publishing, 1998. 320 p.
  3. The Global Talent Competitiveness Index 2013. URL: Link.
  4. Варшавский А.Е. Проблемные инновации: риски для человечества. Экономические, социальные и этические аспекты. М.: ЛЕНАНД, 2014. 328 с.
  5. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: Дело, 2008. 568 с.
  6. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. М.: Экономика, 2007. 204 с.
  7. The Global Innovation Index 2013: The Local Dynamics of Innovation. URL: Link.
  8. The Global Innovation Index 2014. The Human Factor in Innovation. URL: Link.
  9. Education at a Glance 2014: OECD Indicators. URL: Link.
  10. Education at a Glance 2013: OECD Indicators. URL: Link.
  11. The Global Innovation Index 2008–2009. URL: Link.
  12. Кочетков Г.Б., Рогов С.М., Супян В.Б. Организация науки в США и перспективы российской науки. М.: ИСКРАН, 2010. 116 с.
  13. Майнцер К. Перспективы современной науки и образования с точки зрения теории сложных систем // Экономические стратегии. 2010. № 12. С. 84–92.
  14. The Global Competitiveness Report 2014–2015. URL: Link.
  15. Дежина И., Грэхем Л. Наука в новой России: кризис, помощь, реформы. Ростов н/Д: ЮФУ, 2009. 240 с.
  16. Дежина И.Г., Симачев Ю.В. Связанные гранты для стимулирования партнерства компаний и университетов в инновационной сфере стартовые эффекты применения в России // Журнал новой экономической ассоциации. 2013. № 3. С. 99–122.
  17. Advancing Knowledge and the Knowledge Economy. The Transformation of Knowledge. URL: Link.
  18. The Global Talent Competitiveness Index 2014. URL: Link.
  19. Доклад о развитии человека 2009. Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие. М.: Весь мир, 2009. 232 с.
  20. Human Development Report 2014. Sustaining Human Progress: Reducing Vulnerabilities and Building Resilience. URL: Link.
  21. Доклад о человеческом развитии 2013. Возвышение Юга: человеческий прогресс в многообразном мире. М.: Весь мир, 2013. 202 с.
  22. Льюис К. Строительные блоки американских инноваций // Инновационные тренды. 2011. № 8. С. 10–11.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала