Фомин В.П.доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и экономического анализа, Самарский государственный экономический университет, Самара, Российская Федерация fominvp@mail.ru
Фомин П.В.студент факультета магистратуры, Самарский государственный экономический университет, Самара, Российская Федерация fomin-p-v@mail.ru
Предмет и тема. В разных вариантах расчета прибыли от продаж анализируемой коммерческой организации используются соответствующие им показатели, которые рассматриваются как факторы изменения этой прибыли. Алгоритмы расчета влияния факторов и их смысловая интерпретация предопределяются конкретикой управленческих задач по центрам ответственности повышения деловой активности. Цели. Раскрытие логики факторного анализа прибыли от продаж с позиций практически значимой интерпретации полученных результатов для обоснования конкретных управленческих решений. Методология. В качестве теоретических и методологических основ исследования использованы принципы аддитивного и мультипликативного подходов к определению финансовых результатов, а также принципы выявления влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя, принципы установления количественных и качественных взаимосвязей показателей, их причинно-следственных признаков. Результаты. Проанализированы релевантные группы факторов изменения прибыли от продаж коммерческой организации. Использованы аддитивный и мультипликативный подходы к определению прибыли, которая рассчитывалась как разница между выручкой от продаж и их себестоимостью, а также как произведение доходообразующего натурального объема продаж и среднего уровня маржинального дохода в цене всех видов продукции. Показаны особенности экономического содержания отдельных факторов, зависящие от алгоритма их расчета, раскрыты причины количественной разницы одноименных факторов, дана разносторонняя оценка сложившейся ситуации и определены перспективные направления повышения деловой активности организации. Обсуждение и применение. Использование особенностей конкретных алгоритмов факторного анализа прибыли от продаж на практике повысит обоснованность управленческих решений, а в научной сфере поможет разрабатывать современные методики анализа. Выводы и значимость. Конкретика управленческих задач по повышению прибыли коммерческой организации требует соответствующих методик факторного анализа.
Ключевые слова: экономическое содержание, метод расчета, фактор, прибыль от продаж
Список литературы:
Егорова И.С. Факторный анализ прибыли от реализации продукции как сопутствующая услуга в аудите // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. № 1. С. 7–16.
Игошина Н.А., Фомин В.П. Учет особенностей продуктовой сегментации бизнеса в анализе финансовых результатов продаж // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 9. С. 74–79.
Климова Н.В. Анализ факторов прибыли от продаж и оценка показателей рентабельности организации // Бухучет в строительных организациях. 2012. № 7. С. 37–41.
Методология анализа результатов операционной и финансово-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов: монография / под. ред. В.И. Бариленко. М.: Финакадемия, 2010. 460 с.
Поздеев В.Л., Винокурова Е.А. Анализ циклических колебаний: от макро- к микроэкономике. М.: КноРус, 2012. 120 с.
Хелферт Э. Техника финансового анализа. М.: Аудит; ЮНИТИ, 1996. 663 с.
Lewis R., Pendrill D. Advanced financial accounting. London: Pitman publishing, 1994. 634 p.