+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Экономический анализ: теория и практика»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Совершенствование подхода тарифного регулирования пригородных железнодорожных перевозок

т. 14, вып. 37, октябрь 2015

Получена: 10.07.2015

Получена в доработанном виде: 24.07.2015

Одобрена: 11.08.2015

Доступна онлайн: 15.10.2015

Рубрика: Управленческий анализ

Страницы: 36-49

Постников В.П. ассистент кафедры экономики и управления промышленным производством, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Пермь, Российская Федерация 
v.p.o.s.t.v@mail.ru

Предмет и тема. Рассматривается расчет тарифа на перевозки общественным транспортом по пригородным маршрутам. Исследованы основные методики формирования данного тарифа, выделены их преимущества и недостатки. Предложен системный подход к решению поставленной задачи, описывающий гармонизацию интересов участников рынка пригородных пассажирских перевозок (пассажиров, перевозчиков, органов власти).
     Цели. Разработка модели гибкого тарифного регулирования, чувствительного к интересам субъектов рынка, социально-экономическому положению региона и конкуренции на рынке, которая позволяет гармонизировать интересы всех субъектов рынка общественного транспорта.
     Методология. Использованы экономические и социологические методики.
     Результаты. Произведено моделирование зависимости пассажиропотока от величины тарифа и объема транспортной работы, что позволяет более эффективно сформировать тариф перевозок пригородным общественным транспортом. Представлена модель рынка услуг пригородных пассажирских перевозок, предложена авторская модель формирования тарифа, сформирован подход к расчету тарифа пригородных железнодорожных перевозок.
     Применение. Результаты исследования могут быть использованы органами власти при планировании бюджетных субсидий и совершенствовании тарифной политики в сфере общественного пассажирского транспорта.
     Выводы. Выявлено, что в настоящее время основное внимание уделено нормативному методу ценообразования. Кроме того, современные методы тарифообразования рассматривают лишь две стороны процесса пассажирских перевозок - перевозчиков и пассажиров, исключая интересы органов власти. Существующие методы формирования тарифа практически не учитывают транспортного спроса и предложения, принимая их за постоянную величину. Предложен системный подход тарифного регулирования, учитывающий интересы всех участников рынка пригородных пассажирских перевозок. Для решения данной проблемы целесообразно учесть результаты двух моделей - оптимальной и социологической. Такой подход приведет к более рациональному тарифному регулированию.

Ключевые слова: тариф, регулирование, пригородные перевозки, пассажиры, перевозчики

Список литературы:

  1. Левда Н.М., Постников В.П. Модели прогнозирования транспортной подвижности населения Пермского края // Вестник Ростовского государственного университета путей сообщения. 2013. № 3. С. 118–124.
  2. Кузнецова К., Дукова В. Общественный городской транспорт в московском мегаполисе: проблемы и подходы к решениям // Российский экономический журнал. 2015. № 1. С. 117–121.
  3. Лунина Т.А. Проблемы возмещения затрат перевозчиков при организации пригородных перевозок // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. 2011. № 2. С. 48–51.
  4. Ледницкая Е.Г. Проблемы обеспечения безубыточности пригородных пассажирских перевозок в регионе // Вестник СГУПС. 2012. № 26. С. 52–54.
  5. Базилюк А.В., Теслюк Н.П. Инновационные технологии финансирования городского пассажирского транспорта Украины // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 28. С. 135–142.
  6. Кузнецова К., Попова Е., Шилова Н. Городской общественный транспорт в развитых странах: особенности организации и способы финансирования // Российский экономический журнал. 2013. № 3. С. 86–90.
  7. Трякин К., Шефтер Я. Расчет величины и установление тарифов для автомобильных перевозок // Автомобильный транспорт. 2007. № 5. C. 28–32.
  8. Семчугова Е.Ю., Володькин П.П., Загорский И.О., Никитина А.Н. Научные подходы оценки величины тарифов на городском пассажирском транспорте. URL: Link.
  9. Воробьева М.В. Эффективность тарифных систем пассажирского транспорта // Практический маркетинг. 2005. № 6. С. 41–45.
  10. Абрамов А.А., Воробьева М.В. Анализ методов тарифного ценообразования на рынке пассажирских перевозок // Перспективы науки. 2009. № 2. С. 64–74.
  11. Никитина А.Н., Миронюк В.П. Влияние платежеспособного спроса населения на формирование тарифа на пассажирские перевозки. URL: Link.
  12. Никитина А.Н., Роговенко Т.Н. Применение принципов логистического подхода в экономико-математической модели оптимального тарифа городских пассажирских перевозок. URL: Link.
  13. Никитина А.Н. Расчет оптимального уровня тарифа на пассажирские перевозки. URL: Link.
  14. Легкий С.А. Основы определения цены услуги пассажирского транспорта с учетом ее ценности // Экономика транспортного комплекса. 2010. № 16. С. 164–171.
  15. Додлова М., Кисельгоф С., Меняшев Р., Сорокин К., Хмельницкая Е., Чернина Е. Тарифы на общественный транспорт и моделирование спроса // Вопросы экономики. 2013. № 6. С. 100–119.
  16. Beck A. Competition for Public Transport Services. Contributions to Economics. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2012. doi: 10.1007/978-3-7908-2802-3_2
  17. Soehodho S. Evalution of public transport tariff policy in the basis of possible optimal regulation or national monopoly // Journal of the Eastern Asia Society for Transportation Studies. 1999. Vol. 3. № 2. P. 271–286.
  18. Bigerna S., Polinori P. The Analysis of Determinants of Public Transport Demand in the City of Perugia. Rivista Internazionale di Scienze Sociali, 2011. Iss. 3-4. P. 109–142.
  19. Abrate G., Piacenza M., Vannoni D. The impact of integrated tariff systems on public transport demand: evidence from Italy. URL: Link.
  20. Лившиц В.Н. Системный анализ экономических процессов на транспорте. М.: Транспорт, 1986. 240 с.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8725 (Online)
ISSN 2073-039X (Print)

Свежий номер журнала

т. 23, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала