Феофанов Н.Ю.кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и финансов, Омская юридическая академия, Омск, Российская Федерация feoklio@yandex.ru
Тема. Снижение покупательного спроса населения и агрессивная экспансия крупных ритейлеров ставят торговые предприятия малого и микробизнеса в невыгодное положение. Следовательно, бизнесменам необходимо иметь инструменты и способы анализа своих доходов и прибыли, которые позволят точно и в кратчайшие сроки определить эффективные и неэффектиные направления деятельности, а также принять своевременные управленческие решения, чтобы сохранить бизнес и повысить финансовую отдачу от вложенных средств. Цели. Выявить потребности, стоящие перед торговыми предприятиями микробизнеса РФ в области информации о доходах и прибыли, сформировать совокупность способов анализа финансовых результатов микропредприятий торговли, определить наиболее важные и понятные для предпринимателя инструменты такого анализа, указать варианты управленческих решений на основе полученных результатов анализа. Методология. В статье, опираясь на полученный автором опыт работы в сфере кредитования малого бизнеса и в сфере консалтинговых услуг предприятий ритейла, предложены способы и инструменты группировки и анализа экономической информации о финансовых результатах организаций микробизнеса в торговле. Представлены рекомендации по повышению эффективности анализа, разобраны наиболее типичные ситуации, которые возникают в процессе операционной деятельности микропредприятий. Результаты. Выделены особенности ведения управленческой отчетности и анализа предпринимателями, развивающими мелкий бизнес в сфере торговли. Представлен порядок аналитических процедур, указаны наиболее актуальные для микробизнеса в торговле способы группировки данных для анализа, а также набор важнейших финансовых коэффициентов. Предложены варианты управленческих решений, принимаемых по результатам анализа, в типичных ситуациях. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что предпринимателям, владеющим торговыми микропредприятиями, следует уделять большее внимание анализу финансовых результатов, своевременно и качественно проводить его с использованием предложенных в исследовании способов и инструментов.
Ключевые слова: микробизнес, финансовые результаты, рентабельность, экономический анализ
Список литературы:
Гинзбург А.И. Экономический анализ для руководителей малых предприятий. СПб.: Питер, 2007. 224 c.
Ендовицкий Д.А., Рахматулина Р.Р. Малое предприятие. 5 в 1. М.: Эксмо, 2010. 420 с.
Ньюман Д.Л., Дэйвис Л.Д. Предпринимательский анализ финансов малого предприятия. М.: Интернет-трейдинг, 2006. 420 c.
Шохнех А.В. Концепция комплексного экономического анализа в малом бизнесе // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 1. С. 20–26.