Ерохина Е.В.доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и организации производства, Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Калуга, Российская Федерация eev_bmstu@rambler.ru
Предмет и тема. В статье проводится анализ ключевых ресурсных факторов развития регионов: человеческого капитала, трудовых ресурсов, интеллектуального потенциала, знаний. Показана роль образования в подготовке кадров для инновационного развития регионов. Сформулированы причины снижения качества образования в России. Цели. На основе анализа личностных, внутренних факторов и объективных внешних условий установить зависимость между качеством образования и состоянием кадрового обеспечения регионов и предложить рекомендации, направленные на обеспечение прогрессивных изменений в региональных инновационных подсистемах, прежде всего в кадровой и образовательной. Методология. С помощью общенаучных методов эмпирического обобщения, статистического и табличного анализа проведена оценка трудовых ресурсов, численности населения, состояния экономически активного населения, кадровых и образовательных подсистем регионов Центрального федерального округа. Результаты. Показана необходимость качественного реформирования системы образования, активизации факторов ресурсного обеспечения хозяйственной деятельности, и прежде всего человеческого капитала, трудовых, кадровых ресурсов, особого внимания к качеству образования, разработке и внедрению инноваций, накоплению, применению и передаче знаний. Применение. Результаты работы обсуждались и получили положительную оценку на кафедре общего и стратегического менеджмента Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мер тактического и стратегического характера, направленных на развитие образовательных и кадровых инновационных подсистем. Выводы. Сделан вывод о том, что без структурных преобразований и изменений во всех подсистемах регионального хозяйства, и прежде всего образовательной и кадровой, развитию регионов грозит деградация. Анализ показателей трудовых ресурсов Центрального федерального округа показал, что имеющийся трудовой потенциал регионов не соответствует современным требованиям инновационного развития.
Ерохина Е.В. Роль кадрового потенциала в условиях перехода экономики к инновационной модели развития (на примере Калужской области) // В мире научных открытий. 2011. № 10.2. С. 719–737.
Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Традиционные и новые факторы конкурентоспособности организаций // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 5. С. 117–124.
Кузык Б.Н., Яковец В.Ю. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. М.: Экономика, 2005. 624 с.
Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б.З. Мильнера. М.: ИНФРА-М, 2010. 624 с.
Ерохина Е.В. Инновационная активность региона: проблемы, оценка и возможности стимулирования // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 2. С. 22–28.
Гришин В.И. Цена общественного блага // Аккредитация в образовании. 2014. № 5. С. 16–23.
Новый формат педагога // Аккредитация в образовании. 2014. № 2. С. 6–11.
// Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2015. № 5. С. 85–91.
Голиченко О.Г. Основные факторы развития национальной инновационной системы: уроки для России. М.: Наука, 2011. 634 с.
Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 550 с.