Герасимов Б.И.доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация econa@admin.tstu.ru
Герасимова Е.Б.доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация gerasim_ova@inbox.com
Колмыков С.А.кандидат экономических наук, соискатель кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация econa@admin.tstu.ru
Лукашина Ю.Ю.соискатель кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация econa@admin.tstu.ru
Сизикин А.Ю.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация sizikin@bk.ru
Предмет и тема. Критический анализ развития менеджмента качества российских предприятий показал, что, несмотря на то, что увеличивается количество сертификатов на системы менеджмента качества, эффективность зарегистрированных систем достаточно низка и достигает в ряде случаев не более 20%. Основными причинами неэффективности их внедрения являются формальная разработка и внедрение и формальное получение сертификата соответствия требованиям международных стандартов качества серии ISO 9000; отсутствие интеграционного подхода при комплементарном взаимодействии комплекса процессов менеджмента предприятия; отсутствие системного взаимодействия процессов стандартов ISO 9000 и принципов TQM (Total Quality Management - глобальный менеджмент качества) при разработке системы менеджмента качества. Недостаточность научной проработки этих проблем определяет актуальность исследования и круг рассматриваемых задач. Цели. Разработка теоретико-методического аппарата совершенствования системы менеджмента качества предприятий на базе формирования и развития моделей качества жизненного цикла продукции. Методология. С помощью экономико-математического инструментария методически обоснованы процессы гарантированного управления качеством продукции предприятия. Результаты. Разработан комплекс комплементарных моделей динамического развития качества продукции на базе S-образной логической модели качества продукции; комплексного качества продукции с выделением модели реального производственного качества продукции и модели имиджмейкерского качества продукции; позволяющий выделить геометрический образ маршрутной карты жизненного цикла качества продукции в пространстве взаимодействия предприятия и рынка. Модели использованы в качестве настроек экстремальных экономических регуляторов интегрированной гибкой СМК предприятия для устойчивого управления качеством продукции. Выводы и значимость. Ценность рассматриваемых моделей качества продукции состоит в том, что они выступают комплексом методического обоснования и обеспечения хаордического управления качеством продукции гибкого промышленного предприятия, которое управляется с помощью циклов РDСА и SDCA Э. Деминга. Данные модели информативны, робастны и адекватно описывают реальные процессы качества продукции и качества сырья. Их точность, надежность и быстродействие находятся в комплементарной связи с институциональными требованиями международных стандартов качества (ИСО 9000) и международных стандартов качества метрологии, стандартизации, сертификации и оценке соответствия. Результаты проведенной работы нацелены на решение актуальной проблемы повышения результативности и эффективности TQM-стратегий развития предприятий.
Ключевые слова: управление качеством, предприятие, устойчивость, система менеджмента качества
Список литературы:
Сага о сертификатах (комментарий к отчету The ISO Survey of Certifications – 2009) // Стандарты и качество. 2011. № 3. С. 94–100.
Волкова С.А. Государственная политика развития биотехнологий как фактор роста качества жизни населения Российской Федерации // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 4. С. 47–48.
Вумек Дж.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 473 с.
Матвейкин В.Г., Дмитриевский Б.С., Панченко И.С. Построение графа состояний функционирования инновационно-производственной системы // Системы управления и информационные технологии. 2011. № 1. С. 37–40.
Hayes B.E., Goodden R., Atkinson R., Murdock F., Smith D. Where to Start: Experts weigh in on what all of us can learn from Toyota’s challenges // Quality Progress. April 2010. P. 16–23.
Davenport T.H., Jarvenpaa S.L., Beers M.S. Improving knowledge work processes // MIT Sloan Management Review. 1996. Vol. 1. № 8. P. 53–65.
Miscikowski D.K., Stein E.W. Empowering Employees to Pull the Quality Trigger // Quality Progress. 2006. Vol. 39. № 10. P. 43–48.
Feigenbaum A.V. Total Quality Control. New York: McGraw-Hill Companies, 1991. 896 p.
Jarvinen P., Lillrank P., Malti T. Cost of Poor Quality Analysis in a Non-Routine Process. Proceedings of 44th Annual EOQ Congress, Budapest: 2000. Vol. 3. P. 85–94.
Juran J.M. Management of Quality. New York, 1982. 256 p.
Edmund M. The Architect of Quality Joseph M. Juran (1904–2008) // Quality Progress. April 2008. P. 20–25.
Окрепилов В.В. Эволюция качества. СПб.: Наука, 2008. 744 с.
Злобина Н.В. Стратегические инструменты развития системы качества организации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2010. № 6. С. 105–110.