Горшков Д.О.кандидат экономических наук, начальник группы технологий и продаж нетопливных товаров и услуг, ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", Нижний Новгород, Российская Федерация gorshkoff.dmitry@rambler.ru
Корнилов Д.А.доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и финансов, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Российская Федерация kornilov-d@yandex.ru
Предмет и тема. В связи с динамичным развитием нетопливного сегмента деятельности нефтяных компаний проблема оценки бизнес-процессов реализации товаров и услуг на автомобильных заправочных станциях приобрела еще большую актуальность. Цели. Основными целями работы являются подготовка группы нормированных показателей реализации нетопливной группы товаров для их сравнения в разрезе регионов, а также оценка эффективности различных предприятий нефтепродуктообеспечения с учетом анализа эластичности спроса по топливу, емкости рынка и макроэкономики региона для достижения магазинами оптимального результата по контрольным показателям исходя из имеющегося экономического портрета автомобильной заправочной станции, а также изучение специфики продаж сопутствующих товаров в магазинах форматов "город", "трасса", "поселок" и "окно". Методология. Использованы различные методы сравнительной оценки показателей, корреляционно-регрессионного анализа, применяемые для создания теоретической и практической основы по планированию и повышению эффективности бизнес-процессов на автомобильных заправочных станциях. Результаты. Получена методологическая основа для оценки нетопливного бизнеса крупных нефтяных компаний. Даны предложения по использованию результатов аналитики в целях совершенствования деятельности магазинов на автомобильных заправочных станциях и созданию положительного влияния на общую эффективность бизнеса. Выявлена зависимость эффективного объема выручки от продажи товаров народного потребления в зависимости от среднесуточной реализации в разных форматах - "город", "трасса", "поселок", "окно". Выводы. Бенчмаркинг предприятий нефтепродуктообеспечения по основным контрольным показателям показал важность расчета индекса покупательской способности для принятия стратегических решений по дальнейшему развитию бизнеса горизонтально интегрированной компании, такой как ПАО "ЛУКОЙЛ".
Решетько Н.И., Соколов М.А. Проектирование инновационно ориентированных «синергетических организационных структур» как механизм повышения их конкурентоспособности // Науковедение. 2014. № 6. URL: Link.
Корнилов Д.А. Стратегическое планирование и экономическое прогнозирование: монография. Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет, 2006. 215 с.
Горшков Д.О. Анализ методов прогнозирования энергоресурсов // Финансы. 2011. № 8. С. 80.
Тихонов Г.Ю. Разработка методики выбора подхода к стратегическому планированию // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2015. № 4. С. 17–18.
Валько Д.В., Сергеичева И.А. К вопросу о методике оценки эффективности бизнес-процессов компании // Управление в современных системах. 2014. № 4. С. 37–41. URL: Link.
Якубанис Н.В. Диверсификация интегрированных бизнес-структур как фактор стратегической устойчивости // Актуальные вопросы экономических наук. 2011. № 19. С. 405–410.
Афанасьева Л.А. Оптимизация ритейл-технологий путем совершенствования сервисной деятельности // Auditorium. 2015. № 1. С. 50–55.
Серышев Р.В. Подходы к разработке, оптимизации и оценке эффективности моделей бизнес-процессов компании // Управление. 2015. Т. 3. № 2. С. 56–64.
Читипаховян П.С. О методологическом подходе к стратегическому планированию развития крупного бизнеса // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 4. С. 194–195.
Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Современные подходы к стратегическому планированию на предприятиях промышленности и сферы услуг // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-3. С. 548–552.
Жирнов А.В., Ивахненко Д.Н. Теоретические подходы к стратегическому планированию деятельности организаций в рыночных условиях // Экономика и социум. 2015. № 1-3. С. 119–121. URL: Link.
Сергеева А.М., Иваницкая И.П. Сбалансированная система показателей как аналитический инструмент оценки эффективности бизнеса // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. 2014. № 4. С. 129–134.
Горшков Д.О., Корнилов Д.А., Папков Б.В. Особенности анализа и прогнозирования потребления энергоресурсов с учетом направлений развития ТЭК и процессов модернизации экономики РФ // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 300–304.
Дохолян С.В., Кутаев Ш.К., Сагидов Ю.Н. Система сбалансированных показателей как основа комплексной оценки эффективности управления бизнес-процессами на промышленных предприятиях // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 8. С. 91–99.
Горшков Д.О., Корнилов Д.А. Прогнозирование электропотребления территориально-административного образования с учетом энергоэффективности. Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет, 2014. 128 с.
Незнахина Е.Л., Корнилов Д.А., Веретенова М.С., Незнахин М.Е., Мансуров Р.Ш. Классификация ситуаций инновационной деятельности предприятия // Научное обозрение. 2012. № 2. С. 418–421.
Юдицкий С.С. Ритейл. Управление по KPI. Конверсия // Административное право. 2013. № 2. С. 25–31.
Высоцкая Н.В. Российский ритейл: экспансия в регионы и организационные изменения // Путеводитель предпринимателя. 2012. № 14. С. 27–34.
Демченко А.О., Кизим А.А. Сетевой ритейл в современной России: тенденции и перспективы развития рынка // Экономика устойчивого развития. 2012. № 12. С. 50–61.
Федотова А.А. Крупный бизнес: от стратегий диверсификации к стратегиям производственной специализации // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2012. № 2. С. 94–99.