Трифонова Е.Ю.доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и региональных рынков, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация trifonova.elen@gmail.com
Маслова Т.Е.аспирантка кафедры мировой экономики и региональных рынков, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация maslova1703@mail.ru
Кемаева М.В.кандидат экономических наук, ассистент кафедры мировой экономики и региональных рынков, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация mvkemaeva@ya.ru
Предмет. В условиях жесткой конкуренции все большую актуальность приобретает проблема совершенствования механизмов стратегического управления инновационной деятельностью субъектов хозяйствования. Принципиально важным становится поиск и обоснование эффективных путей взаимодействия бизнеса и государства при разработке и реализации стратегий инновационного развития. Цели. Выявление ключевых тенденций в инновационной сфере Российской Федерации и разработка концептуальных основ механизма взаимодействия бизнеса и государства в процессе стратегического управления инновационной деятельностью. Методология. Использованы методы экономического и статистического анализа, сравнения и обобщения, проведен анализ текущей ситуации в инновационной сфере Российской Федерации, который показал необходимость дальнейшего поиска и глубокого исследования путей повышения инновационной активности субъектов хозяйствования. Результаты. Сложившаяся ситуация в инновационной сфере далеко не в полной мере соответствует целевым показателям Стратегии инновационного развития Российской Федерации, что ставит под сомнение доминирование позитивных тенденций. Принципиально важным становится повышение эффективности разработки и реализации инновационных стратегий субъектов хозяйствования. Обосновано, что концептуально и практически стратегическое управление инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов должно осуществляться в тесном сотрудничестве с государством в рамках системы активной двусторонней связи «бизнес – государство». Разработана комплексная модель взаимодействия бизнеса и государства при реализации процессов стратегического управления инновационной деятельностью предприятия. Выводы и значимость. Выполнение долгосрочных задач инновационного развития экономики Российской Федерации невозможно без грамотного взаимодействия бизнеса и государства на всех стадиях процесса стратегического управления инновациями. Система конкретных форм участия бизнеса и государства на каждом из этапов этого процесса, выходящих далеко за пределы сферы частно-государственного партнерства, может послужить основой для дальнейшего изучения и развития теории и методологии стратегического управления инновационной деятельностью в целях достижения устойчивых конкурентных преимуществ субъектов хозяйствования, функционирующих в динамичной рыночной среде.
Иванов Д.С., Кузык М.Г., Симачев Ю.В. Стимулирование инновационной деятельности российских производственных компаний: возможности и ограничения // Форсайт. 2012. № 2. С. 18–42.
Трифонова Е.Ю., Приказчикова Ю.В. Управление международной конкурентоспособностью России // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 6. С. 28–36.
Лебедева Е. Инновационное развитие и образование // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 12. С. 45–54.
Фаттахов М., Строев П. Инновационное развитие США. Опыт формирования и развития территориальных инновационных кластеров // Общество и экономика. 2012. № 5. C. 117–128.
Дынкин А. Как выйти на инновационный путь развития // Россия в глобальной политике. 2009. № 6. C. 174–180.
Оболенский В. Россия на пути к инновационному развитию // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 9. C. 31–39.
Корнилов Д.А., Зайцев Д.А., Первышин М.Н. Терминологическая база и информационное поле развития инновационной деятельности в РФ // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4. С. 181–185.
Сайфуллина С.Ф. Проблемы инновационного развития российских предприятий // Успехи современного естествознания. 2010. № 3. С. 171–173.
Лукьянова А.Ю. Проблемы инновационного развития России // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы Международной научной конференции (Москва, апрель 2011 г.). Т.I.М.: РИОР, 2011. С. 36–38.
Трифонова Е.Ю., Тумаков Н.С. Концептуальные основы стратегического управления интеграционными процессами предприятий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2. С. 265–270.
Заболотько А.А. Стратегия инновационного развития // Вопросы регулирования экономики. 2013. № 2. С. 87–93.
Тумаркин В.В. Технология разработки и вывода на рынок инновационной продукции // Креативная экономика. 2014. № 11. С. 171–180.
Горчакова Е.В. Этапы развития государственно-частного партнерства в России // Проблемы современной экономики. 2014. № 1. С. 121–123.
Спиридонов А.А. Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования. Актуальные проблемы социально-экономического развития России. URL: Link.
Андреева Е.С. Оценка эффективности проектов государственно-частного партнерства: методологический подход // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 12. С. 300–303.
Горобняк А.А., Сызранцев Г.А. Перспективы развития государственно-частного партнерства в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 4. С. 128–131.
Пахомова Т.А. Роль инвестиций в инновационном процессе // Фундаментальные исследования. 2013. № 11-2. С. 286–289.
Зобнина С.В., Балта Е.Ю. Налоговые льготы и преференции в сфере инновационной деятельности // Налоговый вестник. 2010. № 6. С. 72–80.
Малафеев О.А. Модель взаимодействия коррумпированного предприятия и федерального отдела по борьбе с коррупцией // Молодой ученый. 2015. №12. С. 15–20.