Бабанова Ю.В.доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой международного менеджмента, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация uv.babanova@yandex.ru
Макарова Л.И.кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация bmli@yandex.ru
Растворова Е.П.старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск, Российская Федерация evgenia.makarova05@gmail.com
Предмет. Предметом исследования является институциональная среда социальной ответственности бизнеса. Требование устойчивого развития напрямую связано с социальной ответственностью бизнеса. В связи c этим особую актуальность приобретают фактор институциональной среды бизнеса в целом и оценка влияния институциональной среды на социальную ответственность бизнеса в частности. Цели. Авторы ставили целью исследования дать количественную оценку влияния институциональной среды на социальную ответственность бизнеса. Для этого были поставлены следующие задачи: определить количественные показатели социальной ответственности бизнеса; выявить показатели, характеризующие состояние экономических и политических институтов; оценить степень влияния институциональной среды на социальную ответственность бизнеса. Методология. С помощью эконометрических методов проанализировано влияние институциональной среды на социальную ответственность бизнеса, определены показатели для оценки социальной ответственности бизнеса на макроуровне: ВВП на душу населения, коэффициент социальной дифференциации Джини, индекс экологической эффективности. Результаты. В качестве показателей, оценивающих влияние институциональной среды на социальную ответственность бизнеса, предложены уровень защиты прав собственности, индекс восприятия коррупции, уровень законопослушности. Результаты составления регрессионной модели позволили дать количественную оценку влияния институциональной среды на социальную ответственность бизнеса на примере экономических и политических институтов. Выводы. Сделан вывод о том, что защита и спецификация прав собственности, уровень коррупции и уровень законопослушного поведения оказывают примерно одинаковое влияние на развитие социальной ответственности бизнеса в обществе.
Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, институциональная среда, права собственности
Список литературы:
Carroll A.B. Corporate Social Responsibility: Evolution of Definitional Construct // Business and Society. 1999. Vol. 38. № 3. P. 268–295.
Levitt T. The Dangers of Social Responsibility // Harvard Business Review. 1958. Vol. 36. № 5. P. 41–50.
Carroll A.B. The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders // Business Horizons. 1991. Vol. 34. № 4. P. 39–48.
Friedman M.A. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits // The New York Times Magazine. 1970. September 13.
Schwartz M., Caroll A. Corporate Social Responsibility: A Three-Domain Approach // Business Ethics Quarterly. 2003. № 4. P. 503–530.
Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 1. С. 44–55.
Благов Ю.Е., Иванов Е.А. Корпоративная социальная ответственность в России // Российский журнал менеджмента. 2009. № 1. С. 3–24.
Благов Ю.Е. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. 2006. Вып. 2. С. 337–415.
Остром Э. Теория рационального выбора коллективного действия. Бихевиористский подход. Обращение президента американской политологической ассоциации, 1997 г. // Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 1. С. 5–52.
Гринберг Р. Экономическая эффективность предпринимательства и социальная ответственность фирмы // Общество и экономика. 2006. № 9. С. 9–24.
Бурджалов Ф. Социальная сфера предприятия: современная российская практика в мировом контексте. М.: ИМЭМО, 2002. 364 с.
Соболева И. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 90–102.
Салимова T.A., Ольховикова Н.Б. Инструменты системной деятельности по улучшению в области социально ответственного поведения организации // Стандарты и качество. 2012. № 12. С. 74–78.
Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. М.: Юрайт, 2015. 338 с.
Малинин Е.Д. О социальной ответственности предпринимателей // ЭКО. 2000. № 11. С. 160–173.
Белова В.Л., Гарсиа А.Л. О социальной ответственности бизнеса // Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 196–211.
Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве. М.: РГГУ, 2011. 481 с.
Zadek S., Raynard P., Oliveira C., Do Nascimento E., Tello R. Responsible Competitiveness: Reshaping Global Markets Through Responsible Business Practice. London: AccountAbility & FDC, 2005. 130 p.
Олейник А.Н. Издержки и перспективы реформ в России. Институциональный подход // Истоки. Вып. 3. М.: ГУ ВШЭ, 1998. С. 124–165.
Устойчивое развитие экономических систем: от теории к практике / под ред. В.В. Седова. Челябинск: ЧелГУ, 2014. 244 с.
Кирдина С.Г. Институциональная структура современной России: эволюционная модернизация // Вопросы экономики. 2004. № 10. С. 89–98.
Капелюшников Р. Экономическая теория прав собственности: методология, основные понятия, круг проблем. М.: ИМЭМО, 1990. 211 с.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 180 с.
Кирдина С.Г. Модели экономики в теории институциональных матриц // Экономическая наука современной России. 2007. № 2. С. 34–51.