Туякова З.С.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация ogubua@mail.ru
Черемушникова Т.В.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация ogubua@mail.ru
Предмет. Предметом работы является совокупность теоретических, методических и практических вопросов оценки результатов деятельности телекоммуникационных компаний на основе сбалансированной системы ключевых показателей эффективности и результативности. Цели. Теоретическое обоснование и разработка практических рекомендаций по методике расчета ключевых показателей результатов телекоммуникационной деятельности по основным направлениям или перспективам. Методология. Методологической основой работы явились общенаучные принципы и методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, сбор и обобщение теоретических основ разработки системы сбалансированных показателей, их сопоставление с практикой применения. В рамках комплексного подхода использовались также методы наблюдения, группировки и сравнения, расчетно-аналитические методы. Результаты. Результаты работы состоят в развитии теоретических положений и совершенствовании методики расчета ключевых показателей результатов телекоммуникационной деятельности по направлениям «финансы» и «клиенты и продукты», а также в изложении особенностей их рейтинговой оценки на основе предлагаемой системы сбалансированных показателей. Область применения результатов. Результаты работы могут быть использованы в учетной практике телекоммуникационных компаний, а также применяться в учебном процессе при преподавании учетно-аналитических дисциплин. Выводы. Сделан вывод о том, что в условиях развития конкурентной борьбы за привлечение клиентов телекоммуникационным компаниям необходим постоянный мониторинг выполнения тактических и стратегических задач на основе использования сбалансированной системы ключевых показателей результатов деятельности. В целях оценки конкурентных преимуществ для телекоммуникационной компании актуальным вопросом становится возможность проведения рейтинговой оценки результатов деятельности как различных компаний отрасли, так и региональных филиалов оператора связи на основе использования системы сбалансированных показателей.
Ключевые слова: телекоммуникационные компании, бизнес-процессы, система сбалансированных показателей, ключевые показатели результатов деятельности, рейтинговая оценка
Список литературы:
Браун М.Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 226 с.
Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 320 с.
Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: Олимп- Бизнес, 2004. 416 с.
Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 512 с.
Каплан Р.С., Нортон Д.П. Стратегическое единство: создание синергии с помощью сбалансированной системы показателей. М.: Вильямс, 2006, 384 с.
Нивен П. Сбалансированная система показателей – шаг за шагом. Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. Днепропетровск: Баланс Клуб, 2003. 328 с.
Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 288 с.
Прайснер А. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте. М.: Издательский дом Гребенникова, 2009. 308 с.
Ольве Н.Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. М.: Вильямс, 2003. 304 с.
Рамперсад Х.К. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 352 с.
Фридаг Х., Шмидт В. Сбалансированная система показателей. М.: Омега-Л, 2006. 144 c.
Гершун А., Горский М. и др. Технологии сбалансированного управления. М.: Олимп-Бизнес, 2004. 416 с.
Крылов С.И. Развитие методологии анализа в сбалансированной системе показателей. М.: Финансы и статистика, 2010. 150 с.
Крылов С.И. Сбалансированная система показателей в экономическом анализе деятельности организации // Вестник профессиональных бухгалтеров. 2013. № 6. С. 29–42.
Разработка сбалансированной системы показателей. Практическое руководство с примерами / под ред. А.М. Гершуна, Ю.С. Нефедьевой. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 128 с.
Слиньков В.Н. Сбалансированная система показателей в менеджменте организации. Теория и практика. Киев: КНТ, 2007. 292 с.
Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004. 240 с.
Голубицкий Б.И., Васильев Д.Е. Система сбалансированных показателей Каплана – Нортона: международный опыт для отечественных компаний // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 10. С. 44–51.
Калмыков А.В. Управление содержанием сбалансированной системы показателей телекоммуникационного предприятия // Вестник Национального технического университета «Харьковский политехнический институт». 2010. Вып. 67. С. 176–189.
Коптелов А.К. Стратегическое управление деятельностью телекоммуникационной компании на основе системы сбалансированных показателей // Мобильные телекоммуникации. 2007. № 4. С. 48–54.
Туякова З.С., Черемушникова Т.В. Содержание и структура бизнес-процессов телекоммуникационных компаний как объектов управленческого учета // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 13. С. 369–375.
Туякова З.С., Черемушникова Т.В. Классификация затрат телекоммуникационных компаний по бизнес-процессам // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 8. С. 233–240.