Савина Т.Н.кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры экономической теории, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, Саранск, Российская Федерация savinatn@yandex.ru
Тема. Современное состояние социально-экономического развития России требует активного переосмысления взглядов на процесс развития бизнеса на основе внедрения корпоративной социальной ответственности. Необходимо активное внедрение в практику хозяйственной деятельности критериев социально ответственного поведения. Цели. Анализ практики реализации корпоративной социальной ответственности. Методология. Методологической основой исследования послужили как общенаучные методы познания (диалектический метод, сочетание исторического и логического единства, методы структурного и функционального анализа, традиционные приемы экономического анализа и синтеза), так и специфические методы оценки динамики критериев корпоративной социальной ответственности. Использованы также инструменты системного анализа. Результаты. Изучена практическая деятельность ПАО «ЛУКОЙЛ» по реализации политики в области корпоративной социальной ответственности. Проведен детальный анализ таких критериев корпоративной социальной ответственности, как охрана и защита окружающей среды, благотворительность, этика бизнеса, взаимоотношения с деловыми партнерами, разумные и доступные цены. Дана оценка затрат на природоохранные мероприятия, представлены стратегические направления деятельности компании в области благотворительности и социального инвестирования, обобщены принципы и способы взаимодействия со стейкхолдерами. Представлен сравнительный анализ разумности и доступности цен на бензин. Выводы и значимость. Понимая степень ответственности перед обществом за рациональное использование природных ресурсов и сохранение благоприятной экологической ситуации, ПАО «ЛУКОЙЛ» руководствуется высокими стандартами охраны окружающей среды и обеспечения промышленной безопасности. Реализация социальных и благотворительных программ – одна из наиболее значимых стратегических задач компании, позволяющая развивать партнерство с органами государственной власти и местного самоуправления, а также региональными сообществами. Сделан вывод о том, что четкое следование критериям современного бизнеса становится залогом конкурентоспособности, устойчивого развития. Результаты исследования могут быть использованы при составлении рейтинга социально ответственных компаний, разработке этических кодексов и составлении этических карт.
Bоwen H. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y.: Harper & Row, 1953.
Карнеги Э. Евангелие богатства. СПб.: Попурри, 2014. 480 с.
Berle A., Means G. The Modern Corporation and Private Property. N.Y., MacMillan, 1932.
Chandler A.D. The Visible Hand: The Managerial Revolution in American Business. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1977. 608 p.
Schwartz M., Caroll A. Corporate Social Responsibility: A Three-Domain Approach // Business Ethics Quarterly. 2003. Vol. 13. № 4. P. 503–530.
Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2011. 272 с.
Кричевский Н.A., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. Москва: Дашков и К, 2008. 216 с.
Салимова T.A., Ольховикова Н.Б. Инструменты системной деятельности по улучшению в области социально ответственного поведения организации // Стандарты и качество. 2012. № 12. С. 74–78.
Соболева И.Н. Социальная ответственность бизнеса: глобальный контекст и российские реалии // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 63–72.
Кушпов В.П. Социальная ответственность бизнеса как компонента рыночной экономики // Человек и труд. 2004. № 2. С. 68–69.
Кушпов В.П. Приоритеты корпоративной социальной ответственности // Человек и труд. 2004. № 4. С. 37–38.
Нещадин А., Горин Н. Общество, бизнес и власть: условия цивилизованного взаимодействия // Общество и экономика. 2005. № 10-11. С. 5–41.
Курбатова М.В., Левин С.Н. Социальная ответственность российского бизнеса // ЭКО. 2005. № 10. С. 58–71.
Либоракина M.И. Социальные инвестиции российских компаний. М.: Институт экономики города, 2004. 230 c.
Литовченко С.Е., Корсакова M.И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. М.: Ассоциация менеджеров, 2003. 100 с.
Тульчинский Г.Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности. М.: Юрайт, 2015. 338 с.
Якимец В.Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы. М.: КомКнига, 2005. 184 с.
Бикеева М.В., Бирюков А.Н., Городнова Н.В. Тенденции развития регионов России: социально-экономический анализ. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2011. 209 с.
Бикеева М.В. Анализ практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. 2011. № 3. С. 139–150.