Ефремова М.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой сервиса и туризма, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация efremovamv@iee.unn.ru
Чкалова О.В.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой торгового дела, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация chkalovaov@iee.unn.ru
Предмет. На современном этапе состояние региональных рынков гостиничных услуг становится важной составляющей повышения социально-экономической активности регионов. Проблема эффективного развития региональных рынков гостиничных услуг обусловливает особую актуальность научных исследований в этой области. Предметом исследования явились экономические отношения и процессы, обеспечивающие формирование и развитие региональных рынков гостиничных услуг. Цели. Изучение проблем и перспектив развития региональных рынков гостиничных услуг. Исследование проводилось на примере Нижнего Новгорода, где в настоящее время активно развивается рынок гостиничных услуг в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в 2018 г. Методология. На основе общелогических методов исследований научной литературы, отчетов маркетинговых агентств, статистических данных, а также результатов собственного маркетингового исследования определены тенденции, проблемы и перспективы развития региональных рынков гостиничных услуг. Результаты. Проанализирован рынок гостиничных услуг в России и за рубежом. Приведены результаты сравнительного анализа обеспеченности российских регионов гостиничными номерами, в том числе по сравнению с Москвой, Санкт-Петербургом и городами Европы. Определены предпочтения клиентов при выборе гостиницы, а также проблемы, сопровождающие туристов при посещении Нижнего Новгорода. Проведен сравнительный анализ состояния гостиничных рынков в России и Китае. Выводы. Сделан вывод о существенном отставании рынка гостиничных услуг в России от уровня развитых стран и неоднородности развития региональных рынков. Показано положительное влияние на развитие российского гостиничного рынка международных операторов. Выявлены общие тенденции развития российского и китайского гостиничных рынков, что связано с общностью перехода обеих стран к рыночным реформам. Результаты исследования могут быть использованы органами власти различных уровней при разработке политики государственного регулирования рынков гостиничных услуг, программ развития и иных документов.
Ключевые слова: гостиница, гостиничная услуга, региональный рынок, средство размещения
Список литературы:
Ольшанская О.Г. Мировой рынок гостиничных услуг: место России. М.: Научная книга, 2010. 152 с.
Якименко М.В. Состояние, проблемы и перспективы гостиничного рынка России // Известия Южного федерального университета. 2011. Вып. 11. Т. 124. С. 93–97.
Ромашкина О.П. Проблемы и перспективы развития гостиничного рынка Москвы // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. Вып. 8. С. 166–176.
Гареев Р.Р. Анализ гостиничного рынка Республики Башкортостан и перспективы его развития // Молодой ученый. 2015. № 19. С. 367–370.
Ефимов О.Н., Гурьянова А.Д. Пути совершенствования услуг гостиничного предприятия в туристском бизнесе в Республике Башкортостан // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 12. С. 60–64.
Носов И.В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России // Теория и практика общественного развития. 2012. Вып. 2. С. 296–298.
Федоров Р.Г., Кошелева Е.А. О развитии гостиничных услуг в регионах с низкой туристской привлекательностью // Российское предпринимательство. 2013. № 6. С. 127–132.
Черненко В.А., Качалова О.И., Локтева О.А. Современные тенденции в развитии гостиничного сервиса // Технико-технологические проблемы сервиса. 2013. № 1. С. 113–117.
Ray Pine, Pingshu Qi. Barriers to hotel chain development in China // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2004. Vol. 16. Iss. 1. P. 37–44. doi: Link
Ray Pine. China's hotel industry: serving a massive market // The Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. 2002. Vol. 43. Iss. 3. P. 61–70. doi: 10.1016/S0010-8804(02)80019-2
Ray Pine, Paul Phillips. Performance comparisons of hotels in China // International Journal of Hospitality Management. 2005. Vol. 24. Iss. 1. P. 57–73. doi: 10.1016/j.ijhm.2004.04.004
Lawrence Yu. Hotel development and structures in China // International Journal of Hospitality Management. 1992. Vol. 11. Iss. 2. P. 99–110. doi: 10.1016/0278-4319(92)90004-F
Nelson Tsang, Hailin Qu. Service quality in China's hotel industry: a perspective from tourists and hotel managers // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2000. Vol. 12. Iss. 5. P. 316–326. doi: Link
Clancy M. Commodity chains, services and development: theory and preliminary evidence from the tourism industry // Review of International Political Economy. 1998. Vol. 5. Iss. 1. P. 122–148. doi: 10.1080/096922998347679
Larry Yu, Gu Huimin. Hotel Reform in China. A SWOT analysis. Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. 2005. Vol. 46. № 2. P. 153–169. doi: 10.1177/0010880404273892
Chih-Hai Yang, Hui-Lin Lin, Chia-Chun Han. Analysis of international tourist arrivals in China: The role of World Heritage Sites // Tourism Management. 2010. Vol. 31. Iss. 6. P. 827–837. doi: 10.1016/j.tourman.2009.08.008
Ефремова М.В., Мельничкина Н.В. Проблемы и перспективы развития нижегородского рынка гостиничных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. № 3. C. 3–12.