Антоненко В.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация avv1@mail.ru
Антонов Г.В.кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация antonovgv@mail.ru
Предмет. В статье представлены основные результаты исследования эффективности инвестиций в человеческий капитал российской молодежи. Актуальность темы состоит в нерациональном вложении денежных и иных средств и ресурсов в человеческий капитал современной российской молодежи всеми субъектами рассматриваемого инвестиционного процесса, от домохозяйств до государства, что выражается в неоптимальном соотношении вкладываемых средств в основные составляющие человеческого капитала и получаемых результатов, о чем свидетельствуют социально-экономические и демографические показатели. Цели. Изучение реальной экономической эффективности вложений в человеческий капитал современной российской молодежи. Методология. Получение научной информации проводилось с помощью следующих методов: анализ данных официальной статистики; массовые анкетные опросы молодежи региона, их родителей, других категорий экономически активного населения Волгоградской области, руководителей предприятий, организаций, учреждений, муниципальных образований региона; глубинные полуформализованные интервью с представителями молодежи Волгоградской области; экспертные интервью с государственными и муниципальными служащими региона. Обработка данных производилась с помощью программы Statistica (описательная статистика, корреляционный, регрессионный и факторный анализ, непараметрические методы). Результаты. Получены достоверные содержательные результаты, характеризующие эффективность инвестиций в человеческий капитал молодежи современной России. Выводы и значимость. Государство выступает единственным полноценным субъектом инвестиций в человеческий капитал молодежи в современной России. Инвестиции в образование молодежи являются затратами с недоказанной экономической эффективностью и неясными целями как для субъектов, так и для объектов вложений. Реальная отдача от инвестиций в человеческий капитал современной российской молодежи лежит далеко за пределами чисто экономической эффективности и практически не поддается непосредственному количественному измерению. Научная новизна исследования состоит в том, что в нашей стране комплексные исследования такого рода не проводились, а изучались только отдельные аспекты формирования человеческого капитала индивида, предприятия, региона или страны в целом.
Гречко М.В., Гончаров И.В. Формирование концептуальных основ управления воспроизводством человеческого капитала в системе высшего образования // Экономика и предпринимательство. 2012. № 2. С. 229–234.
Гречко М.В. Инновационное развитие экономики на основе управления человеческим капиталом: монография. Ростов н/Д.: ЮФУ, 2012. 240 с.
Буланов В.Б., Катайцева Е.В. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. 2011. № 1. С. 13–22.
Гагарина Г.Ю. Человеческий капитал и формирование новой экономики // Новая модель экономики России: условия и основные направления инновационного развития: монография. СПб.; М.; Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2012. 510 с.
Леонидова Г.В. Генерация знаний талантливой молодежи в интересах интеллектуализации человеческого капитала: методы и формы осуществления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2011. № 1. С. 90–100.
Демина С.А. Мотивация профессиональной самоактуализации посредством инновационных образовательных технологий // Социальная политика и социальное партнерство. 2011. № 6. С. 40–47.
Тугускина Г.Н. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятий // Управление персоналом. 2009. № 3. С. 73–77.
Гурбан И.А. Влияние благосостояния населения на уровень развития человеческого капитала регионов России // Наука Красноярья. 2013. № 5. С. 139–158.
Кудрякова Н.В., Смирнов Б.В. Оценка экономической эффективности инвестиций в систему профессионального образования: монография. Комсомольск-на-Амуре: КНАГТУ, 2010. 143 с.
Кузнецов Ю.А., Мичасова О.В. Обобщенная модель экономического роста с учетом накопления человеческого капитала // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2010. № 1. С. 168–175; № 2. С. 158–165; № 3. С. 177–190.
Майбуров И.А. Экономическое обоснование накопления человеческого капитала // Общество и экономика. 2006. № 7-8. С. 245–263.
Салихов А.В. Человеческий капитал и образование: цели, средства и реальность. Калининград: Балтийский институт экономики и финансов, 2011. 158 с.
Черковец В.Н. Категория «человеческий капитал» в общей экономической теории: исторический взгляд и содержательное определение // Российский экономический журнал. 2009. № 7-8. С. 88–107.
Евграшина И.А. Оценка человеческого капитала молодежи // Экономика образования. 2014. № 4. С. 53–63.
Гуськова Н.Д., Краковская И.Н. Инвестиции в человеческий капитал вуза: организационный аспект // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 5. С. 53–58.
Згонник Л.В. Оценка человеческого капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 1. С. 100–103.
Артемьев А.В., Минаков В.Ф., Макарчук Т.А. Управление обучением персонала коммерческого банка: эффекты, синергия // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. № 3. С. 11–15.
Салтыкова Г.А., Климанов В.Г. Современный взгляд на эффективность инвестиций // Инвестиции. 2006. № 1. С. 90–93.
Решецкий В.И. Экономический анализ и расчет инвестиционных проектов. Калининград: Янтарный сказ, 2001. 477 с.
Губанов С.С. Глубинные проблемы инвестиционных процессов // Экономист. 2001. № 8. С. 22–27.
Соболева И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала // Вопросы экономики. 2009. № 9. С. 51–70.
Овчинников В.И., Еремина С.В. Оценка среднего срока окупаемости инвестиций // Известия ИГЭА. 2007. № 5. С. 12–16. URL: Link.
Жирков С.Ф. Оценка эффективности инвестиций в развитие социальной инфраструктуры // Вестник Ассоциации выпускников КГТУ. 2003. Вып. 9. С. 63–67.