Голлай И.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и инновационного развития бизнеса, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск, Российская Федерация irinahollay@yandex.ru
Предмет. Уникальность инновационного продукта не является гарантией коммерческого успеха инноваций. Одной из основных причин их провала на рынке выступает недостаточный учет факторов внешней среды. Низкое качество проведения предварительного анализа отраслевого рынка в первую очередь связано с отсутствием соответствующей методики анализа, которая бы учитывала особенности инновационного продукта, а также сложности в отборе подходящих методов такого анализа. Предметом исследования выступают методы анализа отраслевых рынков, применяемые для снижения риска неопределенности при принятии решений, связанных с коммерциализацией инноваций и выведением инновационного продукта на рынок. Цели. Целями работы являются систематизация сложившихся методов анализа отраслевого рынка и разработка действенного механизма отбора данных методов с позиции возможности их применения при подготовке данных о состоянии внешней среды компании-инноватора. Методология. Методом сравнительного анализа проведено исследование сложившихся подходов к проведению анализа отраслевых рынков. На основе метода упорядочения данных по категориям была произведена систематизация различных методов анализа отраслевого рынка. Моделирование инновационного процесса позволило установить приоритетные направления анализа и выработать инструмент для определения подходящих методов анализа отраслевых рынков в зависимости от типов инноваций, заложенных в инновационном продукте. Результаты. Работа носит постановочный характер и обозначает круг нерешенных методических проблем анализа отраслевых рынков как инструмента принятия решений, направленных на выведение инновационного продукта на рынок. Результатами работы являются разработанная модель инновации, систематизация методических подходов к проведению анализа отраслевых рынков, разработанный механизм отбора методов анализа отраслевых рынков, который может быть применен при подготовке данных о состоянии внешней среды компании-инноватора для принятия решений, направленных на выведение инновационного продукта на рынок (внедрение инновации). Выводы и значимость. Разработанный механизм определения приоритетных направлений анализа отраслевых рынков и установления конкретных методов анализа в зависимости от типа инновации может быть полезен предпринимателям, планирующим выведение инновационного продукта на рынок, лицам, ответственным за принятие решений, связанных с коммерциализацией инноваций.
Ключевые слова: отраслевой рынок, внешняя среда, маркетинг, инновационный продукт
Список литературы:
Бауман С.Н. Малые инновационные предприятия России: взгляд изнутри (результаты анкетного исследования малых инновационных предприятий РФ) // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2005. Т. 3. С. 170–175.
Брайан Т. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989. 310 с.
Вальтух К.К., Гранберг А.Г., Дынкин А.А. и др. Инновационно-технологическое развитие экономики России: проблемы, факторы, стратегии, прогнозы. М.: МАКС Пресс, 2005. 592 с.
Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики. 1997. № 9. С. 84–97.
Дегтярев А.Н., Максимов В.А., Аношин В.В. Эволюция отраслевых рынков и нефтегазовый бизнес. Уфа: БашГУ, 2013. 100 c.
Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Механизмы стимулирования коммерциализации исследований и разработок. М.: ИЭПП, 2004. 152 с.
Заварухин В., Иванова Н. Национальные инновационные системы // Вопросы экономики. 1997. № 7. С. 59–70.
Катуков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий. М.: Институт экономики РАН. 2012. 45 с.
Науменко Е.О. К вопросу о моделях управления инновационным процессом на предприятии в современных условиях // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2006. № 20. URL: Link.
Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. Эффективное управление инновационными проектами // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 4. С. 42–46.
Русинов Ф., Минаев Н. Система отбора и оценки инновационных проектов // Консультант директора. 1996. № 23. С. 20–26.
Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1988. 368 с.
Фузеев А.И., Фузеева М.В. Start-up: открываем новый бизнес-проект. С чего начать, как преуспеть. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
Янсен Ф. Эпоха инноваций. М.: ИНФРА-М, 2002. 308 с.
Betz F. Managing Technology: Competing through new Ventures, Innovation, and Corporate Research. N.J.: Prentice-Hall, Englewood Cliffs, 1987. 268 p.
Grossi G. Promoting Innovation in a Big Business // Long Range Planning. 1990. Vol. 23. № 1. P. 41–52.
Mensch G. Stalemate in Technology: Innovations Overcame the Depression. Cambridge: Ballinger, 1979. 241 p.