Хохлова Т.П.кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Краснодар, Российская Федерация htpkr@mail.ru
Предмет. В период углубления кризисных явлений в экономике, обострения конкурентных отношений возрастают актуальность и практическая значимость проблемы повышения конкурентоспособности организации, обеспечивающей возможность противостоять агрессивным воздействиям внешних факторов, а также нивелировать возмущения внутренних переменных. Эта проблематика недостаточно проработана для российских торговых компаний сетевого формата, доля которых на потребительском рынке неуклонно растет. Цели и задачи. Цель – исследовать факторы, формирующие конкурентоспособность торговой организации сетевого формата. Задачи – провести анализ и оценку конкурентоспособности, выделить приоритетные направления укрепления конкурентного потенциала организации на основе активации внутренних резервов. Методология. На основе общенаучных и специальных методов исследования данных Минэкономразвития России, ведущих рейтинговых и информационных агентств, отечественных и зарубежных ученых проведен анализ конкурентоспособности крупной российской торговой компании сетевого формата, действующей на территории Южного федерального округа. Для повышения объективности и достоверности результатов и обоснованности выводов использованы расчетно-аналитические методы анализа и оценки конкурентоспособности: рассчитаны индексы конкурентоспособности, общефинансовые коэффициенты, показатели рентабельности, проведен маржинальный анализ и др. Для визуализации методологии исследования выполнены структурно-логические построения. Результаты. Предложены определение и матрица конкурентного потенциала и разработаны мероприятия по повышению конкурентоспособности организации, связанные с реализацией стратегии региональной экспансии и развития собственной розничной сети. Область применения. Результаты исследования могут быть использованы для разработки механизмов укрепления конкурентного статуса торговой организации, приращения ее конкурентного потенциала и повышения рыночной устойчивости. Выводы и значимость. В условиях нарастающей конкуренции и социально-экономической напряженности российским торговым организациям сетевого формата необходим поиск дополнительных конкурентных преимуществ, обеспечивающих реализацию жизнеспособной стратегии на основе удержания и наращивания рыночной доли в основных стратегических зонах хозяйствования.
Портер М. Конкуренция. М.: Диалектика-Вильямс, 2010. 592 с.
Портер М. Конкурентная стратегия: методы анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 464 с.
Подлесных В.И., Кузнецов Н.В., Тихомирова О.Г. Новые подходы и методы обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур (теория организации, самоорганизации и управления): монография. М.: ИНФРА-М, 2014. 304 с.
Сафиуллин Н.З. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность: монография. Казань: Казанский университет, 2002. 370 с.
Скоморощенко А.А., Беспалько В.А. Оценка конкурентоспособности предпринимательских структур // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 4. С. 44–50.
Маленков Ю., Древинг С. Формирование конкурентной стратегии развития // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 7. С. 61–65.
Генералова С.В. Формирование конкурентного потенциала с помощью метода бенчмаркинга // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 1. С. 16–21.
Вавилов С.Ю., Хачатуров А.Е. Стратегическое планирование как программа долгосрочного развития и адаптации ключевых компетенций компании // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 4–17.
Ефремов В.С., Ханыков И.А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. № 2. С. 74–79.
Хохлова Т.П. Генезис компетентностно ориентированной модели управления: от истоков к перспективам // Менеджмент в России и за рубежом. 2015. № 1. С. 4–13.
Агалакова О.С., Чкалова О.В. Оценка и повышение конкурентоспособности розничных торговых предприятий: монография. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2010. 165 с.
Бакальская Е., Дуванова Е. Устойчивость торговых предприятий: теоретические и практические аспекты // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 12. С. 92–97.
Ефремова М.В. Рыночные механизмы управления развитием торговли // Вестник СамГУПС. 2014. № 3. С. 83–89.
Булатова И.С. Перспективы развития сетевой торговли в России // Сфера услуг: инновации и качество. 2014. № 15. URL: Link.
Юдникова Е.С. Методологические основы изучения конкурентоспособности торгового предприятия // Проблемы современной экономики. 2007. № 3. C. 112–115.
Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 4. С. 17–27.
Шамин Е.А. Сравнительный анализ методов оценки конкурентоспособности организации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 12. С. 26–28.
Овчинникова Т.И., Попов М.В. Модель управления конкурентоспособностью предприятий и регионов // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 2. С. 81–89.
Карлина Т. Структура организации и конкурентные преимущества // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 6. С. 76–84.
Гукасян З.О. Стратегии и тактики поведения субъектов бизнеса в условиях мирового финансового кризиса // Экономика и предпринимательство. 2014. № 4-2. С. 789–792.
Кофанов А.А., Назаретян П.В. Инноватика бизнес-процессов как детерминанта конкурентоспособности организации // Сфера услуг: инновации и качество. 2014. № 18. URL: Link
Якутин Ю.В. Разработка и реализация корпоративных стратегий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2010. № 4. С. 72–79.
Чкалова О.В. Развитие лидеров российского торгового рынка на основе стратегий роста // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2013. № 3. С. 30–36.
Хохлова Т.П., Назаретян П.В. Product placement как глобальная стратегия продвижения товаров и услуг: проблемы и пути их решения // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 2. С. 87–98.
Гагаринская Г.П., Федотов С.Н., Горбунова Ю.Н. Повышение конкурентоспособности промышленных предприятий на основе компетентностно ориентированной системы мотивации и стимулирования работников // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 6. С. 11–18.
Ефремова М.В., Лунев В.В. Особенности управления персоналом в высококонкурентных торговых организациях // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 6. С. 83–87.