Шанин И.И.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и финансов, Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф. Морозова, Воронеж, Российская Федерация kingoao@mail.ru
Борис О.А.доктор экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация parakhina_o@mail.ru
Предмет. В статье рассматривается подход к экономико-математическому моделированию управления инновационной деятельностью предприятий социально ориентированной направленности. Цели. Социально ориентированные инновационные предприятия представляют сектор новой, инновационной экономической системы, это инноваторы, использующие инновационные предложения и различные ресурсы для решения социальных задач. Их работа приводит к сбалансированным положительным социальным изменениям. Иными словами, они составляют социальное предпринимательство с инновационными целями, и наоборот, инновационное предпринимательство с социальными целями. Социально ориентированное инновационное предприятие объединяет в себе традиционную коммерческую организацию, инновационное и социальное предприятие, так как оно заимствует от последнего социальные цели, от инновационной компании – новаторский компонент, от коммерческой фирмы – предпринимательские подходы. Методология. При проведении моделирования процессы экономико-математического моделирования можно разделить на ряд этапов: идентификация объекта, спецификация модели, идентификация и оценка специфических признаков модели, определение и проверка взаимосвязей между ними и их конфигурация. При этом весь цикл обычно повторяется несколько раз, и в каждом цикле модель уточняется, в особенности если речь идет о модели, важной для практических расчетов. В этом случае к ней предъявляются дополнительные требования для реализации алгоритмической технологии и программирования. Результаты. Для описания типа социально ориентированной инновационной компании использованы социальные и инновационные матрицы. В каждой из них по вертикали указаны цели организации, по горизонтали – ее структурные подразделения. Выводы. В процессе исследования отобраны модели, необходимые для развития социально ориентированных предприятий и представлены расчеты, на основе которых можно сделать вывод о результативности той или иной модели с социальной и инновационной точек зрения.
Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989. 519 с.
Васильева Е.В. Проблемы управления инновационным развитием предприятия // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. С. 363–364.
Ендовицкий Д.А., Сироткина Н.В., Гончаров А.Ю. Анализ дуализма экономических интересов в контексте проблемы обеспечения сбалансированного развития региона // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 3. С. 19–26.
Калюгина С.Н. Стратегические социальные альянсы промышленных предприятий и их влияние на развитие социальной ответственности российского бизнеса // Российское предпринимательство. 2011. № 2-1. C. 17–23.
Калюгина Т.Г., Парахина В.Н. Мультипликативный эффект применения инновационной формы организации экономических систем // Инновационный Вестник Регион. 2012. № 3. С. 1–6.
Парахина В.Н., Борис О.А. Взаимосвязь менеджмента промышленной компании с проблемами и источниками инноваций // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 3. С. 74–79.
Попкова Е.Г., Шевченко А.Н., Кириллова С.С. Процедура формирования малых инновационных предприятий с выделением организационных, экономических и социально-психологических компонентов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 89. С. 1242–1252. URL: Link.
Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003. 863 с.
Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992. 148 с.
Bezrukova T.L., Morkovkina S.S., Russia B.B., Shanin I.I., Popkova E.G. Methodological Approach to the Identification of Predictive Models of Socio-Economic Processes for Investment and Innovative Development of Enterprises // World Applied Sciences Journal. 2013. Iss. 27. № 11. P. 1443–1449.
De Melo F., Maslennikov V.V., Popova E.V., Bezrukova T.L., Kyksova I.V. Quantitative Analysis in Economics Based on Wavelet Transform: A new approach // Asian Social Science. 2015. Iss. 11. № 20. P. 66–73.
Parahina V.N., Boris O.A., Bezrukova T.L., Shanin I.I. State Support for Creation and Development of Socially-Oriented Innovative Enterprises // Asian Social Science. 2014. Iss. 10. № 23. P. 215–222.
Parakhina V.N., Novlkova E.N. The Features of Innovation in the Stavropol Region // Theory and practice of management of the organization as a social and economic system: the identification, analysis and resolution of problems formation. Proceedings of the International Conference. Finland, Helsinki, 14–16 September 2013. P. 97–100.
Vasiltsova V.M., Dyatlov S.A., Vasiltsov V.S., Bezrukova T.L., Bezrukov B.A. Methodology of Management Innovation Hypercompetition // Asian Social Science. 2015. Iss. 11. № 20. P. 165–169.