Попов Е.В.член-корреспондент Российской академии наук, доктор экономических наук, руководитель центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Российская Федерация epopov@mail.ru
Калмыкова О.Н.кандидат экономических наук, научный сотрудник центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Российская Федерация o.n.kalmykova@yandex.ru
Симонова В.Л.кандидат экономических наук, старший научный сотрудник центра экономической теории, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Российская Федерация simonova4@yandex.ru
Тема. Развитие экономики стимулирует все более широкое распространение гибридных форм организации хозяйственной деятельности. В экономической литературе исследование гибридных форм организации осуществляется преимущественно с позиций методологии институциональной экономической теории, сосредоточенной на ограниченном количестве характеристик транзакций, рассматриваемых в качестве параметров выбора организационных форм управления ими. При этом за пределами анализа остаются внешние характеристики рынка. Цели. Целью исследования является аналитическое обоснование моментов формирования гибридных форм организации хозяйственной деятельности на разных этапах жизненного цикла отрасли, описываемых определенным набором внешних характеристик рынка. Методология. Используется инструментарий институциональной экономической теории, разработанный О. Ульямсоном, К. Менаром и другими для описания характеристик гибридных организаций и определяющих их факторов, а также инструментарий Ч. Хилла и Д. Джонсона, используемый для описаниях внешних характеристик рынка, отражающих развитие отрасли. Результаты. В исследовании сопоставлены гибридные формы организаций бизнеса и этапы жизненного цикла отрасли. Показано, что определенные гибридные структуры управления возникают на соответствующих этапах жизненного цикла отрасли, связаны с ее ростом и требуют высокого уровня адаптивности от компании. При этом гибридные организации с менее формализованными взаимоотношениями, а именно структуры управления, требующие меньших затрат на координацию взаимоотношений между организациями (субконтрактация, франчайзинг, фирменные сети), соответствуют более ранним этапам жизненного цикла отрасли, а гибридные организации с более формализованными взаимоотношениями, требующие больших затрат на координацию взаимоотношений между фирмами (альянс, коллективные торговые марки), соответствуют более поздним этапам роста жизненного цикла отрасли. Выводы. Полученные выводы позволяют формировать прогнозные оценки развития гибридных форм организаций на отраслевых рынках на основе анализа динамики и закономерностей развития данных рынков.
Ключевые слова: гибридные организации, жизненный цикл отрасли, фирменные сети
Список литературы:
Popov E. Transaction Estimation of Institutions // Advances in Economics and Business. 2013. № 1(4). P. 305–311.
Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация. СПб.: Лениздат. 1996. 456 с.
Williamson О. Comparative Economic Organization: The Analysis of Discrete Structural Alternatives // Administrative Science Quarterly. 1991. Vol. 36. № 2. P. 269–296.
Miles R., Snow C. Organizations: New Concepts for New Forms // California Management Review. 1986. Vol. 28. № 3. P. 62–73.
Nickerson J.A., Heiman B. Towards Reconciling Transaction Cost Economics and The Knowledge-based View of the Firm: The Context of Interfirm Collaborations // International Journal of the Economics of Business. 2002. № 9(1). P. 97–116.
Menard C. The Economics of Hybrid Organizations // Journal of Institutional and Theoretical Economics. 2004. Vol. 160. P. 345–376.
Hill C.W.L., Jones G.R. Essentials of Strategic management. Cengage Learning, 2012. 432 p.
Gulati R. Alliances and networks // Strategic Management Journal. 1998. Vol. 19. P. 293–317.
Lin H., Darnall N. Strategic Alliance Formation and Structural Configuration // Journal Business Ethics. 2015. № 127. P. 549–564.
Brickley J.A. Royalty Rates and Upfront Fees in Share Contracts: Evidence from Franchasing // The Journal of Low, Economics & Organization. 2002. Vol. 18. № 2. P. 511–534.
Viju C., Yeung M.T., Kerr W.A. Geographical Indications, Conflicted Preferential Agreements and Market Access // The Journal of International Economic Law. 2013. № 16(2). P. 409–437.
Kamien M., Li L. Subcontracting, Coordination, Flexibility and Production Smoothing in Aggregate Planning // Management Science. 1991. Vol. 36. № 11. P. 1353–1363.
Moretti L., Valbonesi P. Firms' Qualifications and Subcontracting in Public Procurement: An Empirical Investigation // Journal of Law, Economics, and Organization. 2015. vol. 31. URL: Link.
Chopra S., Meindl P. Supply Chain Management: Strategy, Planning, and Operation. Pearson, 2012. 528 p.
Anderson J.C., Hakansson H., Johanson J. Dyadic Business Relationships Within a Business Network Context // Journal of Marketing. 1994. Vol. 58. P. 1–15.
Баджо Р., Шерешева М.Ю. Сетевой подход в экономике и управлении: междисциплинарный характер // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2014. № 2. C. 3–21.
Методология исследования сетевых форм организации бизнеса / под ред. М.Ю. Шерешевой. М.: НИУ ВШЭ, 2014. 448 с.
Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis: Text and Cases. John Wiley & Sons, 2012. 842 p.
Sauvee L. Efficiency, Effectiveness and the Design of Network Governance: 5th International Conference on Chain Management in Agribusiness and the Food Industry Noordwijk an Zee. The Netherlands, June 7–8, 2002.
Попов Е.В. Транзакции. Екатеринбург: УрО РАН, 2011. 679 с.