Козырева Г.Б.доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт экономики Карельского научного центра Российской академии наук, Петрозаводск, Российская Федерация kozyrevakrc@gmail.com
Предмет. Статья посвящена институциональным проблемам развития лесосырьевых территорий России на примере Республики Карелия. Цели. Оценка состояния институтов, регулирующих функционирование лесного кластера и отношения, возникающие в данной институциональной системе; обоснование механизмов формирования эффективных моделей развития лесного хозяйства и лесной экономики России. Методология. Использовались системный подход, основанный на институциональном анализе институциональной системы «лесное хозяйство – лесная экономика», дескриптивный анализ проблем, с которыми сталкиваются участники лесных отношений. Информационной базой послужили эмпирические данные качественных глубинных интервью представителей лесного бизнеса и жителей лесных поселков, а также результаты исследований российских и зарубежных научных школ. Результаты. Осуществлен анализ базовых институциональных условий, сложившихся в лесном кластере России за прошедшие четверть века. Эволюция института собственности на лесные ресурсы за годы экономических реформ происходила в контексте борьбы между институтами регулирования и институтами влияния. На основе данных качественных глубинных интервью и теоретических источников сделан анализ дискуссии о приемлемой для России форме собственности на лес. Обоснованы направления развития лесного кластера на основе институционализации лесной ренты. Результаты исследования могут быть полезны при принятии управленческих решений в сфере лесного хозяйства и лесной экономики России. Выводы. Основным движителем развития лесного кластера России является лесная рента, которая распределяет группы интересов в системе лесопользования, права собственности на лес и финансовые потоки. Институционализация лесной ренты в разных модификациях может стать одним из ключевых факторов, определяющих новую расстановку групп интересов, связанных с собственностью на лес. При условии усиления роли институтов регулирования на фоне ослабления институтов влияния может произойти смена модели лесопользования в России, позволяющая преобразовать лесные ресурсы в источник развития экономики и общества.
Ключевые слова: лесосырьевые территории, лесной кластер, институт регулирования, институт влияния, лесная рента
Список литературы:
Обливин А.Н. Основные положения национальной лесной политики России // Лесное хозяйство. 2002. № 1. C. 7–11.
Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России: от пользования – к управлению. М.: Юриспруденция, 2004. 552 с.
Козырева Г.Б. Проблемы собственности на лесные ресурсы России // Общество и экономика. 2006. № 2. С. 167–189.
Полтерович В.М. Элементы теории реформ. М.: Экономика, 2007. 447 с.
Страхов В.В., Писаренко А.И., Борисов В.А. Глобализация лесного хозяйства. М.: ВНИИЦлесресурс, 2001. 400 с.
Шутов И.В. О фундаменте экономической организации лесного хозяйства // Лесное хозяйство. 1996. № 3. C. 25–36.
Россия в глобализирующемся мире: политико-экономические очерки / отв. ред. Д.С. Львов. М.: Наука, 2004. 740 с.
Косов Ю.В. Генезис концепции «устойчивого развития» // Экология и образование. 2002. № 1. С. 39–45.
Шубин В.А., Страхов В.В. Всемирная лесная конвенция и Лесной кодекс России // Экос. 1997. № 10. C. 5–15.
Петров А.П. Экологическая сертификация систем ведения лесного хозяйства и лесопользования // Лесное хозяйство. 1995. № 6. C. 9–20.
Исполинов А.С. Вопросы прямого применения права ВТО в правопорядке России // Законодательство. 2014. № 2. С. 68–79.
Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3. C. 16–28.
Петров В.Н., Ильин В.А., Гавриленко В.И. и др. Экономико-правовые отношения в управлении лесами и лесохозяйственном производстве. СПб.: ЛТА, 2003. 200 с.
Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России: введение в Х-Y-теорию. СПб.: Нестор-История. 2014. 468 с.
Политическая экономия России: динамика общественного договора в 2000-х годах. Избранные труды Института национального проекта «Общественный договор» 2000–2009 / сост. А.А. Аузан, А.В. Золотов, А.А. Ставинская, В.Л. Тамбовцев. М.: Институт национального проекта «Общественный договор», 2010. 720 с.
Сухарев М.В. Социальные антиинституты // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 5. С. 63–73. URL: Link.
Львов Д.С. Вернуть народу ренту. М.: Эксмо, 2004. 256 с.
Морозова Т.В., Сухарев М.В. и др. Регион как социально-экономическая система. Петрозаводск: ПетрГУ, 2010. 308 с.
Титова Г.Д. Теория ренты на службе национальной безопасности // Природные ресурсы – национальное богатство России. М.: РУДН, 1999. C. 153–165.
Данилов-Данильян В.И. Природная рента и управление использованием природных ресурсов // Экономика и математические методы. 2004. № 3. С. 3–16.
Моисеев Н.А. Лесные отношения и рентные платежи // Природные ресурсы в системе государственных финансов России. М.: РАСХН, 2000. C. 94–97.
Шегельман И.Р., Пономарев Ю.И. Региональная стратегия развития лесопромышленного комплекса. Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. 156 с.
Canadian Forest Policy: Adapting to Change / ed. by M. Howlett. University of Toronto Press Incorporated, 2001. 446 p.
Грей Дж.А. Канадский опыт организации лесных концессий // Устойчивое лесопользование. 2004. № 1. С. 28–35.
Pareto V. Manual of Political Economy. New York: August M. Kelley, 1971. 470 р.
Хикс Д.Р. Четыре излишка потребителя // Вехи экономической мысли. СПб.: Экономическая школа, 1999. С. 190–207.