Третьякова Е.П.кандидат технических наук, доцент кафедры маркетинга и менеджмента, Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация helenT89@yandex.ru
Предмет. В связи с ростом неопределенности деловой среды усложняются задачи управления промышленными предприятиями. В этих условиях адекватным средством управления становится организационный потенциал предприятия. Рассматриваются подход и методы анализа организационного потенциала исходя из представления о его сущности и значении для устойчивого функционирования промышленного предприятия. Цели. Разработать теоретические основы и методику диагностического анализа организационного потенциала как элемента системы обеспечения устойчивого функционирования промышленного предприятия. Методология. Основу разработанной автором методики составляет модифицированный комбинированный подход к исследованию организационного потенциала, который реализован посредством индикаторного метода, математического моделирования, методов статистики, нормирования индикаторов, свертки данных и шкалирования. Результаты. Разработаны теоретико-методические основы диагностического анализа организационного потенциала промышленного предприятия и создан авторский инструментарий, включающий методы измерения и оценки состояния, функциональной результативности, продуктивности и других характеристик организационного потенциала, а также процедуры создания комплекса соответствующих индикаторов. Построены регрессионные модели, позволяющие проводить контроль состояния, применения и продуктивности организационного потенциала. Экспериментальная проверка подтвердила обоснованность авторской методики диагностического анализа организационного потенциала промышленного предприятия. Выводы. Разработанный инструментарий достаточно точно и оперативно оценивает состояние и результаты применения организационного потенциала, что позволяет рекомендовать его как элемент системы обеспечения устойчивого функционирования промышленного предприятия.
Третьякова Е.П. Методология формирования организационного потенциала компании. Челябинск: ЮУрГУ, 2012. 150 с.
Кувшинов М.С., Третьякова Е.П. Развитие концепции управления организационным потенциалом компаний // Экономика в промышленности. 2015. № 3. С. 14–25.
Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Высшая школа менеджмента, 2008. 548 с.
Simon H.A. Organizations and Markets? Journal of Economic Perspectives, 1991, no. 5, pp. 84–113.
Павлова А.В. Организационный потенциал: измерение и использование // Персонал-Микс. 2007. № 2. С. 25–28.
Жигунова О.А. Теория и методология анализа и прогнозирования экономического потенциала предприятия. М.: ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2010. 140 с.
Николаева Т.И., Лыкасова С.Н. Оценка ресурсного потенциала торговой организации // Управленец. 2011. № 9-10. С. 62–67.
Смирнова М.В., Титова М.Н. Организационный потенциал предприятия – основа его устойчивости // В мире оборудования. 2004. № 11-12. С. 24–25.
Тис Д.Дж., Пизано Г., Шуен Э. Динамические способности фирмы и стратегическое управление // Вестник СПбГУ. Сер. 8: Менеджмент. 2003. Вып. 4. С. 133–183.
Когут Б., Зандер У. Знания фирмы, комбинационные способности и репликация технологии // Российский журнал менеджмента. 2004. № 1. С. 121–140.
Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. М.: Финансы и статистика, 1990. 135 с.
Котихина О.Ф. Методические подходы к оценке инновационного потенциала // Вестник ЮУрГУ Сер.: Экономика и менеджмент. 2007. Вып. 3. № 17. С. 32–37.
Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления. СПб.: СПбГУ, 2008. 436 с.
Генералова С.В. Концептуальные основы управления. Формирование конкурентного потенциала с помощью метода бенчмаркинга // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 1. С. 16–21.
Генералова С.В. Индикаторный метод оценки потенциала предприятий // АПК: экономика, управление. 2003. № 6. С. 63–69.
Смирнов С. Система опережающих индикаторов для России // Вопросы экономики. 2001. № 3. С. 23–42.
Кувшинов М.С. Оценка инвестиционного климата предприятий. М.: Экономика, 2007. 229 с.
Авдеенко В.Н., Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия. М.: Экономика, 1989. 240 с.
Исмагилова И., Гилева Т. Компетентностно-ориентированный подход к формированию стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 9. С. 106–115.
Ойнер О.К. Оценка результативности маркетинга с позиций системы управления бизнесом // Российский журнал менеджмента. 2008. Т. 6. № 2. С. 27–46.