Болодурина М.П.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация bolodurina@inbox.ru
Горбатенко Е.В.студентка 4 курса финансово-экономического факультета, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация katevg94@gmail.com
Предмет. В связи с активно меняющейся экономико-политической ситуацией на международной арене становится актуальной для современных российских компаний проблема расширения и углубления взаимосвязей, что заставляет их осуществлять поиск дополнительных возможностей повышения эффективности деятельности и пересматривать границы ведения бизнеса. Одной из стратегий изменения масштабов и структуры деятельности предприятия является реализация стратегии корпоративного роста. В статье приводится описание методического подхода к идентификации типа и разработке модели стратегии корпоративной регионализации для последующего принятия управленческих решений в системе корпоративного менеджмента. Цели. Дать определение категории корпоративной регионализации, определить наиболее предпочтительную модель разработки стратегии корпоративной регионализации для российских компаний, выявить влияние корпоративной регионализации на инвестиционную привлекательность компаний и усовершенствовать методический инструментарий оценки инвестиционной привлекательности компании. Методология. Исследование построено на изучении фундаментальных и прикладных исследований зарубежных и отечественных авторов в области разработки корпоративных стратегий. Использован исторический подход с применением общих и специальных методов анализа, синтеза, аналогий и экспертных оценок. Результаты. Рассмотрены фундаментальные модели интернационализации, применяемые в международной практике, специфика их применения для отдельных стран и территорий, осуществлена адаптация зарубежного опыта к российской практике. Дана авторская трактовка термина корпоративной регионализации. Разработана модель оценки инвестиционной привлекательности реализации стратегии корпоративной регионализации. Выводы. Исследование показало, что пока не существует оптимальной и универсальной модели стратегии корпоративной регионализации, возможной к применению в российской практике. Это обусловлено тем, что необходимость разработки корпоративной стратегии вызвана влиянием внешних и внутренних факторов, специфичных для каждой конкретной компании и рынка. Сделан вывод о необходимости применения предложенного методического подхода при разработке корпоративной стратегии и оценке ее инвестиционной привлекательности.
Хотинская В.И. Корпоративный рост: теория, измерение, управление // Сервис в России и за рубежом. 2012. № 3. С. 140–156.
Сетченкова Л.А., Слепнева В.А. Стратегии корпоративного роста и инструменты их реализации // Экономика и право. 2014. № 9-10. С. 74–83.
Johanson J., Vahlne J.E. The internationalization process of the firm, a model of knowledge development and increasing foreign market commitments. Journal of International Business Studies, 1977, vol. 8, iss. 1, pp. 23–32.
Johanson J., Vahlne J.E. Business relationship learning and commitment in the internationalization process. Journal of International Entrepreneurship, 2003, no. 1(1), pp. 83–101.
Kamakura W.A., Ramon-Jeronimo M.A., Gravel J.D.V. A dynamic perspective to the internationalization of small-medium enterprises. Journal of the Academic of Marketing Science, 2012, no. 40(2), pp. 236–251.
Decker R., Zhao X. SMEs' choice of foreign market entry mode: a normative approach. International Journal of Business and Economics, 2004, no. 3(3), pp. 181–200.
Pett T., Francis J., Wolff J. Examining SME internationalization motives as an extension of competitive strategy. Journal of Business and Entrepreneurship, no. 16(1), pp. 46–65.
Crick D., Chaudhry S. Small businesses' motives: The effect of internationalization. Journal of Marketing Practice: Applied Marketing Science, 1997, no. 3(3), pp. 156–170.
Coviello N., McAuley A. Internationalization and the smaller firm: A review of contemporary empirical research. Management International Review, 1999, no. 39(3), pp. 223–256.
Penrose E. The Theory of the Growth of the Firm. New York, John Wiley and Sons, 1959.
Vernon R. International investment and international trade in the product cycle. The Quarterly Journal of Economics, 1966, vol. 80, no. 2, pp. 190–207.
Porter M.E. Toward a Dynamic Theory of Strategy. Strategic Management Journal, 1991, vol. 12, iss. S2, pp. 95–117.
Welch L.S., Luostarinen R.K. Internationalization: Evolution of a Concept. Journal of General Management, 1988, no. 14(2), pp. 34–55.
Luostarinen R.K. Internationalization of the Firm. Helsingin kauppakorkeakoulu, 1994.
Ghemawat P. Distance Still Matters: The Hard Reality of Global Expansion. Harvard Business Review, 2001, no. 79(8), pp. 137–147.
Аннушкина О.Е. Стратегия интернационализации: выбор российских компаний // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 18. С. 183–201.
Szymura-Tyc M. Measuring the degree of firms' internationalization at their early stages of international commitment. Journal of Economics & Management, 2013, no. 13, pp. 102–118.
Asuman A. A Strategic Investment Decision: 'Internationalization of SMEs': A Multiple Appraisal Approach and Illustration with a Case Study. iBusiness, 2012, no. 4, pp. 146–156.
Dörrenbächer Ch. Measuring Corporate Internationalisation: A Review of Measurement Concepts and Their Use. Discussion paper. Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung, Berlin, 2000.