Бардаков А.А.аспирант кафедры экономики, управления и финансов, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Российская Федерация temati90@mail.ru
Корнилов Д.А.доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и финансов, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Нижний Новгород, Российская Федерация kornilov-d@yandex.ru
Предмет. В современных экономических условиях проблема эффективности функционирования промышленных предприятий приобретает все большую актуальность. В связи с этим тема рационального реинжиниринга бизнес-процессов сбытовой деятельности с учетом процессного подхода к управлению нуждается в дополнительном детальном изучении. Цели. Основной целью работы является разработка матрицы соответствия и целесообразности внедрения системы бизнес-процессов двухуровневой архитектуры отдела продаж с учетом основных типов организации и управления предприятием на различных этапах жизненного цикла, а также анализ бизнес-процессов с подробным описанием их состава в рамках рассматриваемой архитектуры сбытового подразделения в сравнении с альтернативными вариантами. Методология. Использованы методы многокритериальной сравнительной оценки элементов, применяемые для теоретической и практической основы по повышению эффективности функционирования сбытового подразделения промышленного предприятия за счет внедрения системы бизнес-процессов двухуровневой архитектуры отдела продаж. Результаты. Получена методологическая основа для оценки соответствия и целесообразности внедрения системы бизнес-процессов двухуровневой архитектуры отдела продаж в зависимости от типа и организации управления предприятием на различных этапах жизненного цикла для сбытового подразделения хозяйствующего субъекта. Проведено поэтапное описание бизнес-процессов подразделений в двухуровневой архитектуре отдела продаж. В ходе анализа выявлены в целом положительные характеристики рассматриваемой системы бизнес-процессов для применения в сбытовом подразделении промышленного предприятия. Выводы. Проведенный анализ матрицы соответствия и целесообразности внедрения системы бизнес-процессов двухуровневой архитектуры отдела продаж для сбытового подразделения промышленного предприятия показал высокую степень применимости рассматриваемой системы для большинства используемых типов организаций и для управления фирмой на всех этапах жизненного цикла.
Ключевые слова: бизнес-процесс, тип управления, жизненный цикл, матрица соответствия
Список литературы:
Угрюмова Н.В., Блинов А.О. Механизм интеграции методов кардинального и непрерывного совершенствования бизнес-процессов промышленных предприятий // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Сер.: Экономика. 2012. № 1. С. 13–22.
Зотов И.В., Яровый А.В. Методология стратегического планирования на основе системно-динамического моделирования бизнес-процессов предприятия // Науковедение. 2015. Т. 7. № 1. URL: http: //naukovedenie.ru/PDF/18TVN115.pdf.
Скородумов П.В. Моделирование бизнес-процессов: подходы, методы, средства // Вопросы территориального развития. 2014. № 5. С. 7–11.
Некрасов В.И. Выбор концепции управления устойчивым развитием промышленных предприятий // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Экономика и право. 2015. № 2-3. С. 47–54.
Баринов К.А., Остроух А.В. Программно-моделирующий комплекс поддержки управленческих решений по оценке эффективности организационных структур промышленных предприятий // Промышленные АСУ и контроллеры. 2014. № 9. С. 58–64.
Ткаченко В.А., Чимшит С.И., Козлов Е.В. Моделирование организационной структуры управления на промышленных предприятиях // Вестник экономической науки Украины. 2010. № 1. С. 106–114.
Валишевская Л.Г., Мусатова А.И. Принятие финансовых решений в зависимости от жизненного цикла предприятия // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. 2014. № 1. С. 49–52.
Чулков В.О., Газарян Р.К. Взаимодействие моделей жизненного цикла промышленного предприятия и его реорганизации с базовой моделью цикла реорганизации // Мир науки. 2013. № 2. URL: Link.
Чернышева Г.Н., Головнева Т.И. Анализ потенциала ресурсной базы предприятия на разных стадиях жизненного цикла // Альманах современной науки и образования. 2014. № 4. С. 181–185.
Львова Т.Н., Семенова И.А. Использование технологии аутсорсинга в коммерческой деятельности торговых сетей // Вестник Удмуртского университета. Сер.: Экономика и право. 2010. № 2-4. С. 40–45.
Никитина М.В., Стрельникова М.А. Роль отдела продаж в развитии гостиничного предприятия // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2015. № 26. С. 135–137.
Морозов А.В. Реструктуризация и повышение эффективности отдела продаж // Омский научный вестник. 2013. № 5. С. 74–76.
Галямов А.Ф., Тархов С.В. Управление взаимодействием с клиентами коммерческой организации на основе методов сегментации и кластеризации клиентской базы // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2014. Т. 18. № 4. С. 149–156.
Кириллов А.В. Комплексная модель взаимодействия с клиентами Сбербанка // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 11. С. 127–131.
Ташкинов А.Г. Теоретико-методологические основы процессного подхода к управлению на промышленном предприятии // Вестник Пермского университета. Сер.: Экономика. 2014. № 2. С. 77–86.
Лебедева Е.А. Управление организацией с помощью жизненных циклов И.К. Адизеса // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 7. С. 41–44.
Гусева Н.В. Совершенствование методики диагностики этапов жизненного цикла предприятия // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2012. № 24. С. 128–134.
Бекмуратов Р.Д. Основные принципы организации и управления современных промышленных предприятий в условиях конкуренции // Бизнес в законе. 2012. № 1. С. 275–276.
Жамкенов С.С. Организационные основы построения системы продаж компании // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 8-2. С. 19–21.
Назаренко М.А., Котенцов А.Ю. Анализ организационных структур современных предприятий // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 5-2. С. 143–146.
Таскина Л.А., Юрлов Ф.Ф., Корнилов Д.А., Сидоренко Ю.А. Обоснование необходимости многокритериального подхода к выбору эффективных решений при стратегическом планировании и управлении // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 2-1. С. 270–273.