Соболев Л.Б.доктор технических наук, профессор кафедры экономики инноваций и управления проектами, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Российская Федерация sobolevLB@yandex.ru
Предмет. Проведен анализ тенденций развития мирового рынка авионики. Основной тенденцией является постоянное обновление продукции за счет перехода на интегрированную модульную авионику (ИМА), позволяющую проводить модернизацию на эксплуатируемых летательных аппаратах за умеренные цены и в короткие сроки. Второй тенденцией является оптимизация бизнес-модели компаний по показателю прибыльности. Показано, что мировые лидеры производства систем авионики имеют в основном конгломератную бизнес-модель и диверсифицируют свою деятельность за счет участия в международных военных и гражданских проектах. Оптимизация бизнес-модели обеспечивает устойчивость этих корпораций на высококонкурентном рынке авионики. Цели. Повышение экономической эффективности деятельности российских производителей авионики и авиационного оборудования за счет использования опыта построения бизнес-моделей мировых лидеров и их стратегий в конкурентной борьбе. Методология. Сравнительный анализ деятельности ведущих зарубежных и российских компаний, занимающихся разработкой и производством систем авионики. Подведение итогов и выработка рекомендаций. Результаты. Анализ показал, что российские компании, работающие в области авионики, сделали лишь первый шаг на пути создания конкурентоспособных на мировом уровне организаций, а именно – процедуру собирания активов. Следующими шагами должны стать снижение зависимости от гособоронзаказа путем развития гражданских секторов электроники, повышение инновационности продуктов компаний (выход на мировые рынки) и диверсификация для повышения экономической устойчивости компаний. Выводы. В условиях усиления конкуренции на мировом рынке авионики возможны альтернативные варианты бизнес-модели производства авионики в России, увеличение количества фирм-производителей (в том числе за счет создания сегментов авионики в смежных отраслях), развитие внутренней конкуренции в стране.
Толкачев С.А. Механизм конкуренции в военно-промышленном комплексе США // Экономист. 1991. № 4. С. 117–122.
Толкачев С.А. Военно-гражданская интеграция – новая волна промышленной политики США // Российский экономический журнал. 1994. № 7. С. 68–74.
Moir I., Seabridge A.G. Military Avionics Systems. John Wiley & Sons Ltd., 2006.
Moir I., Seabridge A.G. Aircraft Systems: Mechanical, Electrical, and Avionics Subsystems Integration. John Wiley & Sons Ltd., 2008.
Лучшие мировые компании в мире военной радиоэлектроники // Воздушно-космическая оборона. 2001. № 1. URL: Link.
Крайский Ю. Истребитель F-35 – с израильской авионикой и крыльями. URL: Link.
Кочемасов В., Строганова Е. Электронные компоненты иностранного производства. Ограничение экспорта в Россию // Электроника: наука, технология, бизнес. 2013. № 1. С. 124–129.
Толкачев С.А. Экспортная стратегия военно-промышленных компаний Запада // Российский экономический журнал. 1995. № 8. С. 74–82.
Толкачев С.А. Новый облик отечественной авиационной промышленности // Капитал Страны, 2010. Август. URL: Link.
Петров В. Новые формы господдержки сбыта авиатехники // Авиаиндустрия. 2010. № 1. С. 21–23.
Соболев Л.Б. Задачи авиационного менеджмента. URL: Link.
Соболев Л.Б. Сетевая форма организации бизнеса в авиационных корпорациях // Труды МАИ. 2012. № 59. URL: Link.
Соболев Л.Б. Отраслевая инновационная система российского авиапрома // Труды МАИ. 2013. № 70. URL: Link.
Толкачев С. Конкурентные стратегии российских оборонных предприятий // Российский экономический журнал. 1998. № 1. С. 48–57.