Синявский Н.Г.доктор экономических наук, профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация synyavsky@list.ru
Предмет. Произведено сравнение стоимости имущества предприятия и стоимости предприятия как бизнеса в процессе развития. Цели. Выявить причины расхождения оценок стоимости бизнеса и имущества, проанализировать возможности использования таких измерений для управления бизнесом. Методология. Для получения стоимостных оценок использовались методы аналогий, затрат и дисконтированных денежных потоков. Результаты. Конкретное имущество может использоваться в различных бизнесах, а не только том, в котором оно используется в данный момент. Привязка имущества к конкретному бизнесу может быть различной. В одних случаях имущество не может использоваться нигде, кроме того бизнеса, в котором оно эксплуатируется в настоящее время. В других случаях имущество может свободно перемещаться. Все это влияет на его стоимость. В исследовании рассматривалось имущество, относительно слабо привязанное к конкретному бизнесу. Расчеты произведены на примерах уже существующих бизнесов и создаваемых вновь. Рассмотрены предприятия лесной и пищевой отраслей, а также развлекательной сферы. Расчетным путем показано, что нельзя в общем случае оценивать бизнес на основе анализа денежных потоков, поскольку стоимость имущественного комплекса предприятия может существенно отличаться от стоимости дисконтированных денежных потоков. Получение указанных оценок поможет не только повысить объективность оценки бизнеса, но и выработать стратегию управления им. Выводы. Большее значение стоимости бизнеса по сравнению со стоимостью имущества определяется организацией потока новаций, рациональностью управления предприятием в условиях конкуренции и общим уровнем состояния экономики страны.
Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. М.: Статут, 2004. 365 с.
Саватье Р. Теория обязательств. Юридический и экономический очерк. М.: Прогресс, 1972. 440 c.
Мурзин Д.В Ценные бумаги – бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М.: Статут, 1998. 176 c.
Табашников В.Н. Предприятие как объект гражданских прав // Законодательство. 1998. № 9. С. 6–15.
Косорукова И.В. Методологические проблемы оценки стоимости бизнеса: теория и практика. М.: Синергия ПРЕСС, 2012. 384 с.
Рожнов К.В. Классификация объектов оценки бизнеса // Вопросы оценки. 2001. № 3. С. 45–47.
Дюсембаева Ж.Б., Завгородняя Т.В. Виды акций: обыкновенные и привилегированные, их особенности и типы // Сибирский торгово-экономический журнал. 2014. № 1. С. 5–7.
Лапач В.А. Система объектов гражданских прав. Теория и судебная практика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. 544 c.
Аветисян М.В., Палстина И.П., Титкова А.В., Женжебир В.Н., Филатов В.В. Анализ современных методов и подходов к управлению рыночной стоимостью и оценки бизнеса // Современный гуманитариум. 2011. № 1. С. 11–15.
Кузнецов С. Затратный подход в оценке бизнеса // Аудит и налогообложение. 2004. № 2. С. 26–28.
Колосова Г.М., Денисова Н.А., Левицкая И.А., Филатов В.В., Женжебир В.Н. Управление рыночной стоимостью бизнеса на основе затратного подхода // Вопросы гуманитарных наук. 2010. № 1. С. 21–27.
Деева В.А., Положенцев В.И., Колосова Г.М., Филатов В.В., Женжебир В.Н. Управление рыночной стоимостью бизнеса на основе доходного подхода // Актуальные проблемы современной науки. 2010. № 6. С. 34–39.
Дамодаран А. Инвестиционная оценка. Инструменты и техника оценки любых активов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. 1316 с.
Егорова Н.Е., Хромов И.Е. Модели и методы выбора схемы налогообложения при обосновании стратегии развития малого предприятия // Аудит и финансовый анализ. 2005. № 3. С. 25–80.
Синявский Н.Г. Оценка возможностей развития бизнеса по заготовке и переработке древесины (на примере лесозаготовительных предприятий одного из регионов европейской части России) // Аудит и финансовый анализ. 2003. № 4. С. 249–269.
Синявский Н.Г. Оценка бизнеса: гипотезы, инструментарий, практические решения в различных областях деятельности. М.: Финансы и статистика, 2005. 240 с.
Трескот О. Преимущество в качестве: интервью с директором по маркетингу Stora Enso Timber П. Хямяляйненом // ЛесПромИнформ. 2008. № 8. С. 112–115.
Коупленд Т., Колер Т., Мурин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 1999. 576 с.