Иосифов В.В.кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой машиностроения и автомобильного транспорта, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация iosifov_v@mail.ru
Предмет. Рассматриваются методологические подходы к прогнозированию экономико-экологических эффектов диффузии инновационных автотранспортных технологий – электромобилей и автомобилей на водородном топливе. Сложность этой проблемы заключается в необходимости учета динамики развития не только основных замещаемой и замещающих технологий, но и обеспечивающих технологий, роль которых в данном случае выполняют технологии электрогенерации и риформинг метана. Методология. Предложен метод сценарного анализа, включающий анализ временных рядов, метод кривых обучения и регрессионные модели. Прогнозирование динамики технико-экономических параметров основных и обеспечивающих технологий осуществляется при помощи моделей кривых обучения, прогнозирование уровня спроса на исследуемые технологии – при помощи моделей временных рядов, а уровень диффузии замещающей технологии определяется воздействием различных внешних факторов, в том числе стимулирующей государственной политикой. В зависимости от интенсивности воздействия экзогенных факторов вырабатываются основные сценарии, в рамках которых осуществляется прогноз экономико-экологических эффектов исследуемого процесса замещения технологий. Результаты. Упрощенный вариант сценарного анализа апробирован на примере Псковской области – региона, демонстрирующего наиболее высокие удельные показатели выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта (на единицу валового регионального продукта и на душу населения). Получены количественные оценки чистого экологического эффекта для случая полной диффузии электромобильной технологии в секторе личного автотранспорта. Выводы. Полученные количественные оценки снижения уровня выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при полном замещении личного автотранспорта населения электромобилями доказывают необоснованность опасений, что широко пропагандируемые позитивные экологические последствия широкомасштабного внедрения новых автомобильных технологий полностью нивелируются ростом негативных экологических эффектов на других стадиях жизненного цикла. Увеличение спроса на электроэнергию, возникающее вследствие перехода на новые автотранспортные технологии, в условиях сложившейся структуры генерации в пилотном регионе оказывается несущественным и вполне может быть покрыто за счет увеличения коэффициента использования уже существующих генерирующих мощностей.
Rohrbeck R., Battistella C., Huizingh E. Corporate Foresight: An emerging field with a rich tradition. Technological Forecasting and Social Change, 2015, vol. 101, pp. 1–9. doi: 10.1016/j.techfore.2015.11.002
Воронина Л.А., Иванова Н.Е., Ратнер С.В. Использование методологии «Форсайт» при разработке инновационной стратегии вуза: опыт Кубанского государственного университета // ЭКО. 2008. № 9. С. 133–140.
Rout U.K., Blesl M., Fahl U., Emme U., Voß A. Uncertainty in the Learning Rates of Energy Technologies: An experiment in a global multi-regional energy system model. Energy Policy, 2009, vol. 37, iss. 12, pp. 4927–4942. doi: Link
Клочков В.В., Ратнер С.В. Управление развитием «зеленых» технологий: экономические аспекты. М.: ИПУ РАН, 2013. 292 с.
Weimer-Jehle W., Buchgeister J., Hauser W., Kosow H. et al. Context Scenarios and Their Usage for the Construction of Socio-Technical Energy Scenarios. Energy, 2016, vol. 111, pp. 956–970. doi: 10.1016/j.energy.2016.05.073
Guillaume J.H.A., Arshad M., Jakeman A.J., Jalava M., Kummu M. Robust Discrimination Between Uncertain Management Alternatives by Iterative Reflection on Crossover Point Scenarios: Principles, Design and Implementations. Environmental Modelling & Software, 2016, vol. 83, pp. 326–343. doi: Link
Offer G.J., Howey D., Contestabile M., Clague R., Brandon N.P. Comparative Analysis of Battery Electric, Hydrogen Fuel Cell and Hybrid Vehicles in a Future Sustainable Road Transport System. Energy Policy, 2010, vol. 38, iss. 1, pp. 24–29. doi: Link
Neij L. Cost Dynamics of Wind Power. Energy, 1999, vol. 24, iss. 5, pp. 375–389.
Cody G.D., Tiedje T. A Learning Curve Approach to Projecting Cost and Performance for Photovoltaic Technologies. In: Proceedings of the First Conference on Future Generation Photovoltaic Technologies, Denver, CO, USA, 1997, vol. 404. doi: 10.1063/1.53464
Ратнер С.В., Иосифов В.В. Перспективы развития солнечной энергетики в России: стоимостной анализ // Вестник Уральского Федерального университета. Сер.: Экономика и управление. 2014. № 4. C. 52–62.
Ратнер С.В. Стоимостной анализ развития солнечной энергетики в мире и ее перспективы для России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. 2014. № 3. C. 90–97.
Doukas H., Karakosta C., Flamos A., Psarras J. Foresight for Energy Policy: Techniques and Methods Employed in Greece. Energy Sources, Part B: Economics, Planning and Policy, 2014, no. 9, pp. 109–119. doi: Link
David B., De Lattre-Gasquet M., Mathy S., Moncomble J.E., Rozenberg J. Energy Foresight: The Possible, the Desirable and the Acceptable. Futuribles: Analyse et Prospective, 2014, no. 398, pp. 37–47.
Proskuryakova L., Filippov S. Energy Technology Foresight 2030 in Russia: An Outlook for Safer and More Efficient Energy Future. Energy Procedia, 2015, vol. 75, pp. 2798–2806. doi: 10.1016/j.egypro.2015.07.550
Lundmark R., Pettersson F. The Economics of Power Generation Technology Choice and Investment Timing in the Presence of Policy Uncertainly. Low Carbon Economy, 2012, vol. 3, no. 1, pp. 1–10. doi: 10.4236/lce.2012.31001
Yang M., Blyth W., Bradley R., Bunn D., Clarke C., Wilson T. Evaluating the Power Investment Options with Uncertainly in Climate Policy. Energy Economics, 2008, vol. 30, iss. 4, pp. 1933–1950. doi: Link
Ратнер С.В. Управление технологическим портфелем энергетической компании: сценарный подход // Управление большими системами. 2013. Вып. 45. URL: Link.
Синяк Ю.В., Некрасов А.С., Воронина С.А., Семикашев В.В., Колпаков А.Ю. Топливно-энергетический комплекс России: возможности и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2013. № 1. С. 4–21.
Собко А. Нужно ли торопиться? К инициативам по внедрению ВИЭ в России. URL: Link.
Padey P., Blanc I., Le Boulch D., Xiusheng Z. A Simplified Life Cycle Approach for Assessing Greenhouse Gas Emissions of Wind Electricity. Journal of Industrial Ecology, 2012, vol. 16, iss. S1, pp. S28–S38. doi: 10.1111/j.1530-9290.2012.00466.x
Turconi R., Boldrin A., Astrup T. Life Cycle Assessment (LCA) of Electricity Generation Technologies: Overview, Comparability and Limitations. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 2013, vol. 28, iss. C, pp. 555–565. doi: Link
Raadal H.L., Vold B.I., Myhr A., Nygaard T.A. GHG Emissions and Energy Performance of Offshore Wind Power. Renewable Energy, 2014, no. 66, pp. 314–324. doi: Link
Chang Y., Huang R., Ries R.J., Masanet E. Life-Cycle Comparison of Greenhouse Gas Emissions and Water Consumption for Coal and Shale Gas Fired Power Generation in China. Energy, 2015, vol. 86, pp. 335–343. doi: Link
Kim H.C., Fthenakis V., Choi J.-K., Turney D.E. Life Cycle Greenhouse Gas Emissions of Thin-film Photovoltaic Electricity Generation. Systematic Review and Harmonization. Journal of Industrial Ecology, 2012, vol. 16, iss. S1, pp. S110–S121. doi: 10.1111/j.1530-9290.2011.00423.x
Thomas C.E. Fuel Cell and Battery Electric Vehicles Compared. International Journal of Hydrogen Energy, 2009, vol. 34, iss. 15, pp. 6005–6020. doi: Link
Иосифов В.В., Ратнер С.В. Анализ барьеров и перспектив развития инновационных технологий автомобильного транспорта // Инновации. 2016. № 4. С. 12–20.
Burke A.F. Batteries and Ultracapacitors for Electric, Hybrid, and Fuel Cell Vehicles. Proceedings of the IEEE, 2007, vol. 95, iss. 4, pp. 806–820. doi: 10.1109/JPROC.2007.892490