Ефимова Л.А.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация efimovala@iee.unn.ru
Макарова С.Д.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация makarovasd@iee.unn.ru
Гинзбург М.Ю.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация ginzburg@iee.unn.ru
Предмет. Предметом исследования являются нефтегазовые и ненефтегазовые доходы федерального и консолидированного бюджетов Российской Федерации с 2006 по 2015 г. Структура доходов бюджета РФ в последние десятилетия представляет особый интерес как для экономистов и финансистов, так и для российских политиков. Причина заключается в том, что именно соотношение доходных статей определяет действия российского правительства в качестве регулятора экономических отношений. Цели. Исследование природы доходов российского бюджета в зависимости от территории формирования объектов налогообложения и возможности правительства влиять на них через дискреционные инструменты фискальной политики. Методология. Использован системно-структурный анализ для изучения нефтегазовых и ненефетегазовых доходов федерального и консолидированного бюджетов через призму экзогенных и эндогенных переменных. Такой подход позволил определить зависимость между внешними экономическими факторами и возможностью правительства развивать собственную «внутреннюю» налогооблагаемую базу. Результаты. Произведена классификация бюджетных доходов, основанная на единообразии признаков: территория формирования объектов налогообложения, возможности применения дискреционных фискальных инструментов регулирования и оценка влияния внешних факторов на формирование налогооблагаемой базы и объекта налогообложения. Таким образом, структура доходов бюджетов РФ с использованием новой терминологии была представлена в следующем виде: экзогенные доходы, квази-экзогенные доходы, эндогенные доходы, квази-эндогенные доходы бюджета. Выводы. Предлагаемая классификация обеспечивает возможность актуализировать теоретические основы классификации бюджетных доходов и, следовательно, количественную оценку влияния внешних факторов, а также особенности правительственного регулирования в условиях экономики переходного типа.
Ключевые слова: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, бюджет, экзогенные и эндогенные доходы, структура доходов бюджета
Список литературы:
Кудрин А.Л. Влияние доходов от экспорта нефтегазовых ресурсов на денежно-кредитную политику России // Вопросы экономики. 2013. № 3. С. 4–19.
Соколов М.М. Роль нефтегазовых доходов в формировании резервных фондов // Экономика в промышленности. 2012. № 3. С. 26–33.
Куцури Г.Н., Васин Е.А. Повышение эффективности формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния: методологический аспект // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2012. № 1. С. 392–400.
Чулков А.С. Экономический рост при резервировании части нефтегазовых доходов Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2014. № 11. С. 38–42.
Гуляев Р.А. Фиктивная сущность средств стабилизационных фондов РФ// Вестник Тверского университета. Сер.: Экономика и управление. 2014. № 4-2. С. 89–96.
Малова А.С. Управление ресурсными доходами: роль институтов в Российской Федерации: материалы III Международной научно-практической конференции «Устойчивое развитие: общество и экономика». СПб.: Скифия-принт, 2016. С. 681–682.
Малкина М.Ю., Ефимова Л.А., Михеева Е.З., Воронина А.С., Виноградова А.В. Экономическая политика в современной России: теоретические основы и проблемы эффективной реализации. Н. Новгород: НИСОЦ, 2012. 249 с.
Бозо Н.В., Малышева Е.В., Шмат В.В. Институциональные барьеры в развитии нефтегазового сектора. К вопросу о реформировании институциональной среды в нефтегазовом секторе России // Мир экономики и управления. 2007. № 2. С. 144–152.
Яшина Н.И., Митин Д.В., Гинзбург М.Ю. Теория и методология определения рисков социально-политических и экономических процессов в различных странах мира // Journal of Economic Regulation. 2015. Т. 6. № 2. С. 69–90.
Агузарова Ф.С. Значение нефтегазовых доходов в экономике России // Теоретическая и прикладная экономика. 2014. № 3. С. 142–158.
Беззаботнова Ю.Р. Анализ динамики нефтегазовых доходов федерального бюджета Российской Федерации // Экономика и социум. 2015. № 2-1. URL: Link.
Равашдех И.Н., Фидарова Л.М. Бюджет в условиях снижения доходов от нефтегазового сектора // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2016. № 3. С. 120–122.
Белик Ю.Ю. Бюджетная политика в условиях нефтяного кризиса: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции адъюнктов, курсантов и слушателей вузов МВД России, аспирантов и студентов образовательных организаций, посвященной 55-летию Ростовского юридического института МВД РФ «Перспективы государственно-правового развития России в ХХI веке». Ростов н/Д.: Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел РФ, 2016. С. 13–16.
Камболов Д.А., Джафарова З.К., Алимирзоева М.Г. Современное состояние и роль налогов от нефтегазового сектора экономики в формировании доходов бюджета // Актуальные вопросы современной науки. 2013. № 28. С. 242–251.
Hamdi H., Sbia R. Dynamic relationships between oil revenues, government spending and economic growth in an oil-dependent economy. Economic Modelling, 2013, vol. 35, pp. 118–125. doi: Link
Reyes-Loya M.L., Blanco L. Measuring the importance of oil-related revenues in total fiscal income for Mexico. Energy Economics, 2008, vol. 30, iss. 5, pp. 2552–2568.
Mehrara M. The asymmetric relationship between oil revenues and economic activities: The case of oil-exporting countries. Energy Policy, 2008, vol. 36, iss. 3, pp. 1164–1168.
Farzanegan M.R. Oil revenue shocks and government spending behavior in Iran. Energy Economics, 2011, vol. 33, iss. 6, pp. 1055–1069. doi: Link
Snudden S. Cyclical fiscal rules for oil-exporting countries. Economic Modelling, 2016, vol. 59, pp. 473–483. doi: Link
Тишутина О.И., Михайлов А.А. Бюджетные расходы: вопросы эффективности, результативности и разработка системы показателей оценки // Проблемы современной экономики. 2012. № 4. С. 194–198.
Беленчук А.А. Бюджетирование, ориентированное на результат: стратегии и перспективы // Финансовый журнал. 2010. № 1. С. 97–106.
Яшина Н.И., Борисова С.П., Макарова С.Д. Совершенствование финансирования общеобразовательных учреждений на основе оценки результативности бюджетных расходов // Экономика образования. 2008. № 5. С. 32–52.
Галухин А.В. Оценка эффективности бюджетных расходов на реализацию долгосрочных целевых программ: теоретико-методологический аспект // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1. URL: Link.
Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 48–69.
Gilmour J.B. Implementing OMB’s Program Assessment Rating Tool (PART): Meeting the Challenges of Integrating Budget and Performance. OECD Journal on Budgeting, 2007, vol. 7, no. 1. pp. 1–40.