Воронцов П.Г.соискатель кафедры общего и стратегического менеджмента, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Российская Федерация VorontsovP@gmail.com
Предмет. Изучение влияния корпоративной социальной ответственности на эффективность работы крупной корпоративной структуры, ее инвестиционную привлекательность и удовлетворенность сотрудников. Рассматривается широкий спектр экономических, социальных и этических проблем. Цели. Найти слабые стороны российской модели корпоративной социальной ответственности, выявить точки ее развития и дать практические рекомендации по дальнейшей работе над совершенствованием модели. Методология. Использовались сравнительный анализ данных из открытых источников информации, сегментация данных и интерпретация результатов итогов различных экономических исследований. Результаты. Проведен краткий обзор мнений зарубежных экономистов, выделены основные характеристики зарубежных моделей, найдены слабые стороны, уточнены характеристики перспективных проектов российской корпоративной социальной ответственности. Выводы. Корпоративная социальная ответственность не только несет экономическую добавочную стоимость, но и является показателем нравственного и ответственного отношения структуры к окружающему миру. Важно создать единую национальную форму компонентов системы корпоративного управления, где нашли бы отражение предлагаемые тезисы для эталонной российской модели социальной ответственности. Перспективное развитие корпоративной социальной ответственности должно быть нацелено скорее на внутреннюю среду, чем на внешнюю. В проекте российской модели должны быть утверждены нормативные значения для многих пунктов, некоторые из которых обязательно должны отражать единство с государственной социальной политикой.
Ключевые слова: корпоративные структуры, корпоративная социальная ответственность, корпоративное управление
Список литературы:
Воеводкин Н.Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // Ars Administrandi (Искусство управления). 2011. № 4. С. 45–55.
Тузов Д.В. Социально ответственное инвестирование: реальность или иллюзия? // Вестник Финансового университета. 2007. № 4. С. 41–47.
Пасс А.А. Социальная ответственность кооперативного «бизнеса»: исторический опыт СССР 1950-х годов (на примере Челябинской области) // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 9. С. 102–110.
Почекайло Т.Н. Особенности среды становления российской модели корпоративного управления // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 6. С. 290–292.
Пендюхов Д.Е., Пендюхова Г.К. Характер социально-экономических процессов // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 11-2. С. 39–40.
Дробышевская Л.Н., Саломатина Е.В. Модели корпоративного управления: мировой опыт и российская практика // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. С. 267–272.
Дементьева А.Г. Система корпоративного управления в развитых странах и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. № 3. С. 124–138.
Matten D., Moon J. Implicit and Explicit CSR: A Conceptual Framework for a Comparative Understanding of Corporate Social Responsibility. Academy of Management Review, 2008, vol. 33, iss. 2, pp. 404–424.
Rahim M.M. The Impact of Corporate Social Responsibility on Corporate Governance: The Rise of Standardization of CSR Principles. In: Corporate Social Responsibility in the Global Business World. Springer, 2014, pp. 93–113. doi: 10.1007/978-3-642-37620-7_5
O'Riordan L., Fairbrass J. Corporate Social Responsibility (CSR): Models and Theories in Stakeholder Dialogue. Journal of Business Ethics, 2008, vol. 83, iss. 4, pp. 745–758. doi: 10.1007/s10551-008-9662-y
Sotorrío L.L., Fernández Sánchez J.L. Corporate Social Responsibility of the Most Highly Reputed European and North American Firms. Journal of Business Ethics, 2008, vol. 82, iss. 2, pp. 379–390. doi: 10.1007/s10551-008-9901-2
Симонова Л.М., Аникеева О.П., Бердина Л.А. Модели корпоративной социальной ответственности // Всероссийский журнал научных публикаций. 2013. № 5. С. 28–30.
Stekel R., Simons R., Simons J., Tanen N. Making Money While Making A Difference: How to Profit with a Nonprofit Partner. High Trade Press. 1999.
Welford R. Corporate Social Responsibility in Europe, North America and Asia: 2004 Survey Results. Journal of Corporate Citizenship, 2005, no. 17(17), pp. 33–52.
The Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. Ed. by A. Crane, A. McWilliams, D. Matten, J. Moon, D.S. Siegel. Oxford University Press, 2009, 608 p.
Артюхина Л.В. Корпоративный кодекс – инструмент развития организационной культуры // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 2. С. 290–296.